Роспись крестьянского дома
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».
Традиция росписи и раскраска фасадов зданий на Руси достаточно давняя. Летописи ХI—ХII веков повествуют о русских златоверхих церквах, которые были исписаны, то есть украшены полихромной живописью. В княжеских боярских хоромах ХVI— ХVII веков стены теремов расписывались травами, картинами религиозного содержания, а резные фигуры красились золотом и красками. «Совсем сделанный и украшенный дворец (коломенский. — О.С.), — писал И. Е. Забелин, — так пестрел узорчатою резьбою, блистал и горел золотом и красками, что, по словам Рейтенфельса, он походил на игрушку, «только что вынутую из-ящика». Сегодня уже можно говорить, что традиция домовой росписи уходит не только далеко в глубь веков, но имела также широкое географическое распространение.
Реки Сухона, Северная Двина с ее притоками, Вычегда издавна связывают Архангельскую и Вологодскую области с Москвой и другими крупными городами Руси. Начиная с ХV века эти связи прослеживаются в художественной культуре Севера. Образы крестьянской росписи Севера вызывают в памяти декор и пластику владимирско-суздальской архитектуры ХI—ХIII веков.
В литературе содержатся указания на сходство крестьянских изображений с владимиро-суздальскими львами. Эти образы имели символическое значение, которое толкуется по-разному, но в народном творчестве они всегда имели охранительный смысл, к которому примешивался элемент сказки, мифа. И именно поэтому, быть может, все эти крестьянские изображения предстают перед нами не столь строгими, монументальными и каноническими, как в пластике ХI—ХIII веков, а в ярко декоративном виде, который прослеживается вплоть до ХVII—ХVIII веков.
Лев, изображенный на фронтоне крестьянского дома, смотрел вниз, иногда добродушно или слегка свирепо и всегда выглядел домашним зверем с аккуратными завитками гривы, с мягкими, пушистыми лапами.
Фигуры коней, сиринов, львов, птиц, исполняя роль украшения, что, вероятно, было их основной функцией, являлись в то же время и символическими охранителями жилья.
Фасад жилого дома З.В. Ильиной. Архангельская обл., Холмогорский район, Сельцо-Погост. 1888
Очевидно, в памяти народа изображения мифического единорога или «инорога», льва и райской загадочной птицы запечатлели языческие образы. То же, но заметно реже, относится и к крылатому грифону, реже к кентавру-«стрельцу».
Вопрос о времени появления росписей наружных стен крестьянских изб пока остается открытым. Поскольку в ХIХ веке расписывались главным образом части изб, обтянутые тесом, а распространились эти детали (фронтоны, подшивки свесов крыш и балконов, наличники, исключая ставни) в крестьянском строительстве не ранее ХVII века, то и украшение их росписью — явление сравнительно новое. Появление росписей в архитектуре крестьянских изб на территории Архангельской и Вологодской областей относятся к середине ХIХ — началу ХХ века. Самые ранние росписи датируются сороковыми годами ХIХ века.
Роспись фасадов и интерьеров зданий в декоративном оформлении крестьянских построек ХIХ— начала ХХ веков имела немаловажное значение. Ею украшали фронтоны, подшивку свесов крыши, дугообразную подшивку нижней части балконов и мезанинов, ставни наличников.
Фрагмент росписи фасада дома А.Е. Бечиной. Мастер Макаров. Архангельская область, В.-Тотемский район, д. Керас
Архитектурная живопись обычно исполнялась мастерами-профессионалами, народными художниками, которые нередко организовывали отдельные артели и уходили на работу далеко за пределы своей волости.
На территории Архангельской и частично Вологодской областей можно выделить несколько районов, где были распространены и до сих пор сохранились различные типы народной живописи, в художественном отношении представляющие самостоятельные и вполне законченные произведения народных мастеров: в бассейне реки Двина — верхнетоемские, красноборские и холмогорские; в бассейне реки Вага — вельско-шенкурские и, наконец, каргопольские и пинежско-мезенские росписи.
Одним из наиболее интересных и замечательных народных художников, работы которого привлекают внимание, был Тимофей Макаров. Родился он в селе Верхняя Тойма в 1860-х годах, где и провел основную часть своей жизни. С детства был он калекой (припадал на одну ногу), отчего получил прозвище «Калец» («Калек») и именно под этим именем его и помнят до сих пор в народе. Отец Тимофея был художником: расписывал прялки, дуги, сундуки, туеса, одновременно выполняя различные церковные заказы. Вместе с отцом с детства работал и сын Тимофей, который и перенял от него искусство росписи.
После событий 1905 года художник, который считался, по-видимому, политически неблагонадежным, был выслан в самый отдаленный уголок района, в с. Горку, в верховье реки Пинеги, где и прожил оставшиеся годы.
Большинство расписных домов Т. Макарова в настоящее время сохранились в деревнях, расположенных вокруг села В.-Тойма, а также вокруг с. Горки, например, в деревне Керас.
Фрагмент росписи фасада жилого дома. Мастер Горошенца (Кузнецов). Архангельская область, В.-Тотемский район, д. Пучуга
В этом же районе, в селе Пучуга, работали художницы-«красильщицы» (так их называют крестьяне) сестры Мария и Авдотья Чистяковы, которые «телом были худые, лица тонкие, носы у обоих были узкие, волосы у обоих — темные». Отец девушек, Иван, был родом из Великого Устюга и, будучи художником самоучкой, переехав в Пучугу, занимался росписью прялок (известные пучужские прялки), туесов и сундуков. Свое ремесло по росписи он передал своим дочерям. Они расписывали не только прялки, но и двери, заборки, опечья и шкафы в интерьерах домов, а также подшивки свесов кровель, где яркая цветочная живопись равномерно покрывает плоскости предмета живым и гибким рисунком узорчатых листьев.
Как и в росписях прялок травный и цветочный узор разбросан по всей поверхности. При всей витиеватости орнамента, он имеет симметричное и четкое построение.
Фрагмент росписи интерьера жилого дома Раздобудриной. Архангельская область, Красноборский район, д. Аникинская
Удивительные, пышные, декоративные цветы, завитки, волнистые стебли, большие и маленькие листья, естественно вписанные в подбалконные плоскости или плоскости свесов кровель, сверкают густым красным, солнечно жёлтым и зеленым цветами иногда с темными пятнами синего цвета.
Иные цветочные росписи украшают интерьеры изб Красноборского района. Работы мастеров Николая Юркина и Петра Орлова конца ХIХ — начала ХХ века и братьев Василия и Ивана Закочуриных заполняют филенки заборок и двери голбца, филенки ярусов опечья, лавки. Росписи выполнены маслом. Ярко-красный, синий, (линиями), розы брошены смелыми пятнами, иногда размещенные по вертикали одна над другой.
Весьма распространены цветочные росписи, где рисунок строится из трех крупных цветов, в центре филенок шкафа или заборки в обе стороны от цветов отходят изгибаясь узорчатые листья. Порой эти «кусты» цветов посажены в «вазоны» причудливых форм. Завершением всей центральной композиции, равномерной и симметричной, является тюльпан.
Роспись опечья жилого дома Петровских. Мастера Петровские. Архангельская область, Вельский район, д. Чурковская.
Во многих фасадных росписях домов среди цветочного орнамента четко выделяется рисунок тюльпанов. Они напоминают тюльпаны конца XVII века, которые занимали значительное место в строгановских финифтях, а также во многих поморских рукописях. Описываемые тюльпаны имеют гибкие, живые формы и как будто вырастают из больших ярких восьмилепестковых цветов или декорируют подобные цветы, посаженные в «вазоны», между которыми расхаживают куры. По-видимому, все рисунки не только украшали, но некогда были полны значения, многие из этих изображений восходят к любимым в народе образам «древа жизни».
В целом росписи Красноборского района весьма отличны от орнаментальных и графических росписей Тоемского района. Живопись здесь свободнее и сюжеты изображения скромнее, но написаны размашисто, широко.
Помимо цветочных росписей в интерьерах домов встречаются резные филенки заборок, дверей, опечек с изображением геометрических форм — кругов, ромбов, прямоугольников, которые в свою очередь декорированы «солнечными» лучами (круг — символ «солнца»), или центричным резным рисунком. Геометрические формы раскрашены масляными красками самых неожиданных сочетаний.
В росписях жилых домов Холмогорского района Архангельской области практически не встречаются фигуры птиц или зверей. Росписи достаточно однообразны в своем рисунке, имея симметричный цветочный орнамент, размещенный в ромбовидных клетках и решенный в ярком, солнечном колорите синих, красных, желтых тонов на светлом фоне. Но разнообразие композиций орнамента в пределах одного традиционного мотива, неожиданно организованный цвет, а также свободная живописная манера определяют художественный интерес этих росписей.
Портрет хозяйки на фронтоне жилого дома. Мастера Петровские. Архангельская область, Вельский район, д. Пакшеньга.
Росписи Вельского (бывшей Вологодской губернии) и Шенкурского районов Архангельской области, во всяком случае в цветочных композициях, напоминают красноборские. Они также составляют рисунок из трех крупных цветов, располагающихся либо один над другим, либо один за другим или образуя симметричный рисунок в центре плоскости. От цветов отходят в разные стороны стебли и листья с белыми «оживками». Подобные росписи в Вельском районе выполнялись приезжими костромскими мастерами. Может быть аналогичные артели художников наряду с местными мастерами работали и в Красноборском районе.
Многие дома как в интерьере, так и на фасадах расписаны художниками семьи Петровских (отцом — Алексеем и двумя его сыновьями) из деревни Чурковская. Эти росписи относятся к 40-м годам и к концу ХIХ века и представляют живописные цветы красного и зеленого цвета на белом фоне стены или потолка. Эти большие плоскости создавали основной цветовой фон в избе, более подробно цвет и орнамент разрабатывался в росписи дверей, столов, заборок и утвари.
Одним из интереснейших домов, заполненных подобными росписями, является дом Петровских, где жили сами художники и который построил глава семьи Алексей («Алешкин дом»). Фасадная роспись является характерной росписью этого района — фигуры льва и единорога, расположенные симметрично центральному окну светелки, подшивка свесов кровель имеет витиеватые синие листья, ветки, заполняющие основную плоскость, а ближе к стене выписаны перспективные «сухарики», между которыми вкраплены яркие цветы. Замечателен и интерьер дома, в котором сохранилась галерея портретов ближайших родственников семьи Петровских, проживавших в Петербурге. В этих портретах, как и во всех других росписях, чувствуется влияние города, столицы, где мастера этих росписей бывали и даже работали художниками. Интересна дверь между избами, в которой каждая филенка — это самостоятельный сюжет, «картина» жизни крестьянской семьи: портрет хозяина, охота, хозяин с коровой на лугу и т. д.
Фрагмент росписи дома Раздобудриной. Архангельская область, Красноборский район, д. Аникинская.
Еще один пример настенной фасадной росписи — роспись дома в с. Пакшеньга. Под свесами кровли, на фронтоне, симметрично балкону сохранились портреты хозяина и хозяйки (мастера Петровские). И здесь те же обереги— фигуры львов и единорогов, цветы, посаженные в вазоны, расписные подбалконные плоскости, уже встречаемые в предыдущем доме.
Крестьянская портретная живопись, представленная в росписях Вельского района, — редкое явление в народном искусстве. Она свидетельствует о мастерстве и индивидуальной манере народных художников.
Расписных домов на реке Мезени и реке Пинеге сохранилось мало. В 80-е годы ХIХ века на Мезени работал местный мастер И. К. Орлов, возможно и расписавший один из уникальных домов — дом В. Я. Клокотова.
Свес кровли покрывает растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев. На фронтоне дома располагаются геральдические львы, а фигуры уток (гусей) расположены сверху, завершая и акцентируя фасадную роспись дома.
В этом же районе сохранились росписи домов с изображением круга-солнца, петухов и кур. Птицы, встречающиеся в росписях домов Архангельской области, композиционно и образно приближены в своем решении к хорошо известным изображениям сирина.
Птицы северных крестьянских росписей — это заземленный, обытованный образ райской птицы. Птицы занимали в крестьянском искусстве одно из первых и даже почётных мест. Это был один из самых любимых образов и помещался в центре, в главной части изображения, и все элементы рисунка были подчинены ему. Эти птицы олицетворяли радость жизни, и в народном искусстве порой превращались в сказочную жар-птицу, удивительно красивую и солнечную. И в прялочных росписях сирин всегда «возвышался» над изображаемыми бытовыми сценами — выездом на санях, в карете, неизменно «паря» над всем. В древности образ сирина выражал «идею роста жизненных сил, идею жизни». Культ этой птицы был одним из значительных культов, продолжавших существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. И его охранительная роль осталась, соединившись с «домашним» и «земным» пониманием счастья.
На Пинеге расписных домов встречается мало, фронтоны раскрашиваются белыми и черными цветами, порой киноварью. Иногда расцвечиваются наличники окон и балясины балконов, причем, раскраска домов преобладала в нижнем и среднем течении реки: Северная Двина здесь связана со средним течением Мезени, это объясняет некоторую общность культурной жизни этих областей, в том числе и общность основных приемов убранства домов росписью. Подтверждением тесных взаимосвязей средней Пинеги с Мезенью служит также обилие мезенских прялок на Пинеге и подражание местных росписей — мезенским.
Сохранение крестьянских росписей жилых домов, насчитывающих, по-видимому, не более 100—140 лет, достаточно сложно в условиях современного сельского строительства, в связи с перепланировкой населенных мест и их укрупнением за счет соседних неперспективных деревень. Сохранить отдельные элементы интерьера: шкафы-поставцы, заборки, столы, опечья — возможно путем перевоза их в музеи, но сберегать подшивки свесов кровель, двери и тем более расписные дощатые фронтоны возможно путем сохранения самого дома в целом.
Практика охраны одного из домов Архангельской области — «Алешкиного дома» в деревне Чурковская Вельского района — подсказывает один из путей сохранения народной живописи. Дом был куплен местным краеведческим музеем, реставрирован, а живопись укреплена.
Четыре или пять домов области возможно перевезти в музей деревянного зодчества в деревне Малые Корелы под Архангельском. Однако расписных домов, заслуживающих внимания, насчитывается несколько десятков, и лучшие из них необходимо ставить на местную и государственную охрану, а впоследствии, по-видимому, переводить в небольшие региональные музеи, организованные на базе заповедных сел и деревень.
***
Ольга Севан — кандидат архитектуры. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 10 за 1979 год.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!