Древнерусское стекло

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

Населению Восточной Европы стекло было известно с давних пор: бусы, вставки, имитирующие драгоценные камни, эмали на оружии, утвари, украшениях. Судя по огромному количеству бус, находимых среди древностей 1-го тысячелетия, им отдавалось очевидное предпочтение. Редкая щедрость, с которой славянские князья оплачивали ожерелья своих жен, поразила арабского путешественника Х века Ибн-Фадлана, а столетием позже летописец изумлялся видом «пестрых глазков», которые Волхов вымывал у Старой Ладоги.

Русские путешественники и воины благоговели перед блестящим великолепием константинопольских мозаик, их воображение пленяли веселые переливы света и красок мелких украшений, тонкая роспись разнообразных сосудов золотом и эмалями.

В конце Х века строительство Десятинной церкви в Киеве было завершено выведением мозаичного убора. Каждый киевлянин, вошедший в храм, испытывал на себе впечатляющую силу нового искусства.

Кубок на поддоне

Мозаичные работы в Десятинной церкви потребовали много смальты. Какую-то часть смальты, технология изготовления которой отличалась наибольшей сложностью, привозили из Византии, а часть (простейшей технологической схемы) греки-мастера делали на месте. Так впервые в пределах Киевской Руси можно было непосредственно познакомиться со стекловарением.

Колоссальный опыт древнерусских металлургов и ювелиров помог понять специфику процессов изготовления и обработки стекла. В начале XI века рядом с бусами сложных форм, тонкой отделки и обычного для византийского стеклоделия состава стекла! появляются бусы, а затем и перстни, отличающиеся от греческих (бусы — формой, отделкой и составом, перстни — только составом стекла).

Остродонные кубки разных форм

В первое время русские мастера освоили только свинцово-кремнеземное стекло, окрашивать которое им удавалось в три цвета: желтый, зеленый и коричневый. Но очень скоро — в конце первой четверти ХI века — они начали изготовлять первые сосуды, круглые оконные стекла, бусы и перстни новых форм и расцветки из стекла, состав которого не был известен ранее. Русские стеклоделы в начале ХI века нашли рецепт, который до настоящего времени отличает лучшие хрустали мира; речь идет о калиевосвинцово-кремнеземном стекле.

Сейчас можно предполагать, что к открытию этого рецепта привел смелый эксперимент. Киевские стеклоделы достаточно освоили стекло свинцово-кремнеземное. И хотя греки строго берегли секреты, не знать об использовании щелочей в стекловарении киевские мастера не могли. Это знание и подсказало им прибавить щелочь (поташ на Руси был к этому времени хорошо известен) к свинцово-кремнеземному стеклу. Успех превзошел все ожидания. Из нового стекла легко было выдувать изделия. Сначала это были довольно простые сосуды, выдутые свободно. Простейшая форма в виде конуса не имела устойчивого дна. Этот на первый взгляд серьезный недостаток с успехом устраняла старинная традиция питья из рога. Что касается самой формы, то она достаточно декоративна. От тяжелого маленького донца поднимаются рельефы в виде спиралей. Где-то на половине высоты сосуд широко раскрывается, спирали сглаживаются и чуть заметной игрой светотени подчеркивают стройность формы. Хрустальный звон дополняет впечатление легкости, своеобразной красоты и изящества.

Многие кубки такой формы украшены тонкими цветными нитями бирюзового, фиолетового, а иногда того же, что и сосуд, чуть желтоватого цвета. В последнем варианте мастер добивается, чтобы стенки сосуда были гладкими. Почти одновременно с остродонными кубками появляются рюмки с устойчивым донцем и чаши с широким плоским дном и низкими стенками. Наиболее популярной была форма кубка на поддоне. Вначале это были лишь варианты несколько усложненных конических остродонных кубков: достаточно было, не отбивая понтии, вправить дно внутрь сосуда, и получался поддон, соединенный воедино с сосудом.

Остродонные кубки разных форм

Именно такой формы сосуд сопровождал женщину, похороненную рядом с Ярославом Осмомыслом в Галиче. При раскопках Киева, Вышгорода, Княжьей горы такие донца встречены в изобилии.

Много их и в раскопках других городов, окружающих Киев, а равно и удаленных от него на сотни километров, таких, как Новгород, Полоцк, Новогрудок, Владимир, Москва.

Этим, собственно, и исчерпывается набор форм стеклянной посуды русского производства. Кроме того, в быту феодальной знати можно было встретить дорогую привозную посуду из Византии или из Сирии. Эту посуду отличает большая четкость форм, цвет, сюжетная роспись золотом и эмалями, глубокая гравировка и состав стекла (натриево-кальциево-кремнеземное). Все эти признаки совершенно отсутствуют в собственно русской посуде.

Остродонные кубки разных форм

Одни формы древнерусской посуды были подсказаны греческими образцами (фото 1), другие родились в процессе изготовления (фото 2) — путем свободного дутья. Свободное дутье в значительной степени усложняло производство посуды. Но удивительная вещь: это в течение полутора столетий ни в какой степени не волновало древнерусских стеклоделов. Они очень умело пользовались этой особенностью; возможность беспредельных вариаций формы оттачивала мастерство стеклоделов, подсказывала новые интересные решения. Только с 70-х годов ХII века мастера начинают использовать шаблоны для отформовывания поддонов и для выдувания сосудов сложной конфигурации.

Древнерусская посуда тонкостенная; она заметно отличается от посуды византийской, французской, немецкой или восточной.

Различия проявляются и в цвете, и в формах, и в декоре, и в химическом составе стекла.

Стекло для посуды в Древней Руси окрашивали очень редко (на сто бесцветных сосудов приходился один-два бирюзовых или фиолетовых). Неокрашенное стекло имело свой постоянный и очень устойчивый чуть желтоватый цвет. Иногда сосуд украшали нити, налепы, змейки, но гораздо чаще желтоватое стекло оставалось безо всякого декора. В этих случаях, видимо, делался расчет налегкую игру светотени в рифлении, на чистоту и сияние прозрачных легких стенок, контрастировавших с тяжелым интенсивно-желтого цвета дном. Довольно красиво лежала складка стекла внутри, вокруг венчика. Гармония утилитарных и декоративных свойств и определяет художественный стиль древнерусской посуды домонгольского периода. Производство было новым, мастерам нужно было еще очень многому учиться. Они овладевали техникой производства, совершенствовали мастерство, накапливали знания. Видимо, поэтому они так мало внимания уделяли украшению посуды. Новизна материала, доступность на внутреннем рынке, гармония чуть окрашенного стекла с серебром и бронзой парадной посуды и цветными поливными блюдами делали незаметными многие недостатки изделий из стекла. Простая стеклянная посуда не нарушала привычного убранства стола, а делала его только более парадным и праздничным.

От свободного дутья сосудов оставался только один шаг к изготовлению оконного стекла. Древнерусские жилища и храмы, правда, не часто, имели застекленные окна. Оконное стекло было в форме дисков, диаметр которых достигал 25 сантиметров. Древнерусские мастера изготавливали два рода дисков: одни — типа остродонных сосудов, другие — плоскодонных с широким дном.

Получались диски, имевшие утолщение в центре. Древнерусское оконное стекло отличалось от греческого формой (последнее было прямоугольным) и составом (вместо русских хрусталей у греков — обычное щелочное известково-кремнеземное стекло).

Посуда и оконное стекло были только частью развивавшегося стекольного производства. Из стекла делалось очень много украшений, сначала бус и перстней, а затем и браслетов.

Колорит и форма бус были подсказаны самим процессом изготовления. Зонные, шарообразные, битрапецоидные, цилиндрические и бочонковидные бусы делались мастерами из одноцветного желтоватого, бирюзового, фиолетового, зеленоватого стекла.

Иногда, следуя образцам византийских золоченых бус, древнерусские мастера не останавливались перед фальсификацией, остроумно используя вместо золота серебро и естественный желтоватый цвет калиево-свинцово-кремнеземного стекла. Эффект получался поразительный; были введены в заблуждение не только покупатели этих бус XII—ХIII века, но и современные ученые.

Раскрыть эту хитрость древнерусских стеклоделов помог спектральный анализ.

Кубок на поддоне (реконструкция)

Бусы и перстни из разноцветного стекла в сочетании с очень модными в то время металлическими украшениями составляли всякий раз своеобразный убор, способный удовлетворить самые разные вкусы. Производство бус находилось в самом расцвете, когда появились первые русские браслеты. Со стеклянными браслетами, привозившимися из Причерноморья, Византии, а иногда и с Кавказа, русское население было знакомо на протяжении Х—ХII веков. И вдруг в 30-е годы ХII века стеклянные браслеты стали самым модным украшением. Они вытеснили стеклянные бусы и перстни, заметно потеснили металлические браслеты. Стеклянные браслеты тысячами стали изготавливать в Киеве, а оттуда развозить по Руси. А через 10—15 лет производство стеклянных браслетов было организовано в Новгороде, Полоцке, Любече, Смоленске, Рязани. Размах производства сейчас трудно себе представить, а сотни тысяч обломков стеклянных браслетов, находимых при раскопках, лишь намекают на это...

Стеклянные одноцветные браслеты: бирюзовые, синие, фиолетовые, желтые, зеленые, черные и коричневые были гладкими, кручеными, витыми и рубчатыми. Почти бесцветные, чуть желтоватые прозрачные браслеты украшала впущенная внутрь желтая непрозрачная спираль. Темные же браслеты (и зеленые) многократно опоясывала желтая, а иногда и красная нить. Браслеты могли носить в самых разных сочетаниях, по два-три на каждой руке. Они красиво оттеняли снежно-белый рукав рубашки, играли веселыми пестрыми бликами, мелодично звенели... Примечательна еще такая деталь: в разных городах были свои излюбленные цвета браслетов. Например, киевлянки предпочитали фиолетовые и бирюзовые, полочанки — синие; в Рязани любили синие и зеленые, в Смоленске — красно-коричневые и зеленые, в Новгороде —коричневые, черные и зеленые.

Производство стекла в Древней Руси развивалось очень энергично. Всего за сто лет — от начала ХI до начала ХII века древнерусские стеклоделы из учеников и подражателей превратились в умелых мастеров, а русские эмальеры уже соперничали славой с византийскими.

Части древнерусских стеклянных браслетов

Все это произошло потому, что условия, в которых зародилось и развивалось стеклоделие, были необыкновенно благоприятны.

Центральная власть Киевского государства, покровительствуя строительству христианских церквей с мозаичным убором, в немалой степени способствовала развитию стеклоделия как ремесла.

О древнерусском стеклоделии можно говорить как о самостоятельной отрасли древнерусского производства, имеющей свой облик и художественные особенности.

К сожалению, развитие древнерусского стеклоделия было нарушено. В 1240 году татаро-монголы разорили Киев, центр древнерусского стеклоделия.

Во второй половине ХIII века лишь в нескольких городах существовали небольшие мастерские, где делали браслеты, бусы, иногда перстни. Однако в ХIV веке на Украине, на Киевщине, появились первые гуты, в которых делали посуду и оконное стекло, очень напоминающие древнерусские. Об этом мы расскажем в следующем очерке.

Автор: Юлия Щапова, историк, археолог. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 10 за 1965 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!