Изба и хоромы. История русского интерьера. 2 часть

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

***

Татаро-монгольское иго, «иссушавшее душу народа», тяжким бременем легло на всю страну и в значительной степени парализовало хозяйство Древней Руси.

Лишь в ХIV—ХV веках на Руси вновь начинается оживленная строительная деятельность, бурный рост городов, возведение крепостей, церквей, монастырей и иных сооружений. Создаются новые типы зданий, но зодчие нередко сознательно обращаются к традициям домонгольской Руси, видя в них национальные черты, которые не в силах было подавить иноземное нашествие. Это обращение к традициям — свидетельство крепнущего чувства национального самосознания. Иногда оно проявлялось даже вопреки вкусам и требованиям заказчика.

Фрагмент иконы «Рождество богородицы». XVII в.

Так, например, построенная в Новгороде в 1433 году Грановитая палата, несмотря на участие в ее строительстве немецких мастеров, не несет в своем внутреннем облике никаких следов зарубежных влияний, за исключением перекрытого на нервюрах свода. Русские мастера, работавшие вместе с немецкими, при создании ее обратились к формам традиционной гридницы, большого помещения с одним или двумя столбами.

Палата эта сложена из кирпича и имеет три этажа (нижний этаж из-за повышения уровня двора превратился в подвальный), представляющие из себя квадратные помещения, своды которых опираются на центральный столб. Главным является верхний, просторный и светлый зал площадью в 164 м2 и высотой 3 м. И лишь его своды напоминают об участии в постройке «немецких мастеров с Заморья». Во всем остальном, в планировке (некогда эта палата имела деревянные сени с крытым переходом к собору св. Софии) и в расчищенном фрагменте росписи чувствуется влияние жилища и традиционного, народного в своей основе, декоративного искусства.

Фрагмент иконы «Рождество богородицы». XVII в.

Об этом говорит и средний этаж, сохранивший древние коробовые своды. Особый интерес представляет декоративная роспись в нише стены, к которой ранее примыкали сени. В нее вписан вьющийся плетеный орнамент, столь характерный для новгородского прикладного искусства. В Грановитой палате собирался правительственный совет. При правительственном совете заседал боярский суд, с ним связана еще одна фреска во второй нише на той же стене. Это погрудное изображение Христа с раскрытым евангелием, на страницах которого читается надпись: «Не лица зряще судите, сынове человечески, но праведен суд судите, им бо судом судите, судится вам».

Фрагмент иконы «Рождество богородицы». XVII в.

В этой же палате происходили трапезы, и надо представить себе, как пышно она обставлялась, сколь нарядно одевались приглашенные бояре, какое множество серебряных сосудов, украшенных орнаментом, близким росписи стен и потолка, переливалось и горело в свете свечей на застланных цветными сукнами столах.

Мы подробно остановились на этой постройке потому, что она имеет принципиальное значение для характеристики таких памятников зодчества, как трапезные монастырей ХV—ХVI веков, Грановитая палата Московского кремля. Все они предназначались для больших собраний, совместных трапез, торжественных приемов и т. д. Естественно, что при их возведении зодчие обращались к традиционным формам «общественных» построек Древней Руси и прежде всего к уже упоминавшимся гридницам, на облик которых в свою очередь оказало существенное влияние жилье типа изба-сени. Для многих и в особенности пострадавших от монгольского разорения центров Древней Руси, где строительная традиция была нарушена, новгородская палата являлась своеобразным образцом.

Так, наиболее ранняя из известных нам по источникам трапезная Троице-Сергиевой лавры 1469 года во многом повторяет новгородскую палату. Главное ее помещение представляло четырехугольный зал с одним столбом посредине. Вокруг столба были полки в виде ступенек одна над другой, покрытые тканями. На них ставились серебряные вызолоченные кубки. Это описание устанавливает определенное тождество между монастырскими трапезными и светскими зданиями, предназначенными для пиров. Так же, как и в новгородской палате, в трапезных вдоль стен помещались скамьи, что еще раз подчеркивает их глубокую связь с архитектурой и убранством жилых помещений.

Куликовская битва, пробуждение национального самосознания, развитие экономики привели и к изменениям форм общественной жизни. Столь ярко проявившиеся в искусстве этого времени черты нарядности, торжественного величия отражали изменения, произошедшие в укладе, быте и экономике Московского государства. Особенно наглядно эти черты проявляются в различных сооружениях, как светских, так и церковных, монастырских, предназначенных для торжественных приемов, служб и т.д. Поэтому отныне общественный интерьер выдвигается на первое место. Наиболее характерными зданиями общественного типа, несомненно, являлись трапезные.

Прием посланника римско-императорского двора 24 апреля 1662 года. Из альбома рисунков Мейерберга

Трапезные ХV—ХVI веков обычно состоят из трех помещений: к одностолпной палате — собственно трапезной — примыкают два меньших, одно из них служило раздаточной палатой, другое с ХVI века церковью. Обычно они располагались на втором этаже, нижний этаж занимали кухни-поварни, тепло от печей поварни обогревало помещения трапезной. Кухонные запахи вытягивались по специальным вентиляционным каналам. Для выдачи пищи из раздаточной в трапезную устраивался особый проем. Между этажами в стенах проходили завершавшиеся небольшими нишами узкие щели-каналы, служившие для переговоров. Интерьер подобных сооружений одновременно строг и наряден. Основа его выразительности — четыре крестовых свода, опирающихся на массивный столб, украшенный полками с тканями и дорогой металлической посудой. Это самые яркие цветовые акценты помещения. Монолитность и нерасчлененность архитектуры палат привели к тому, что и мебель решалась в простых, не измельченных формах. Обнаженность конструкции, выразительность материала, четкий ритм членений придают суровую красоту этим скамьям, лавкам, столам. И в целом интерьер как нельзя лучше отвечает своему назначению — возможности собраться вместе обитателям монастыря на скромную и аскетическую по уставу, но весьма обильную в жизни трапезу.

Устойчивость этой архитектурной традиции сказалась и в Грановитой Палате Московского кремля (1487—1491). Итальянские зодчие Марко Руффо и Пьетро Солари вынуждены были считаться с ней. По существу, эта палата повторяет ранее известные типы. Величественный и просторный расписной интерьер Грановитой палаты также соответствовал назначению парадного зала для торжественных приемов послов, государственных совещаний и дворцовых церемоний.

Остальные каменные палаты, входившие в комплекс нового Кремлевского дворца — Золотая, Столовая, Набережная — были связаны с традиционной планировкой жилых помещений. План дворца асимметричен, отдельные входящие в него здания приставлены, словно прирублены друг к другу, в виде клетей, соединенных между собой переходами-сенями.

Жилой интерьер, характерный для Древней Руси, — интерьер избы-дома к этому времени уже сложился и предстает законченным в своем планировочном и архитектурно-художественном решении. Дальнейшее его развитие идет по пути отбора, отработки и уточнения отдельных форм и деталей. Такой интерьер безусловно оказывал воздействие на характер и планировку помещений каменных домов.

Стол Алексея Михайловича в Грановитой палате Московского Кремля. Рисунок из книги «Книги избрания на царство царя Алексея Михайловича»

Это видно хотя бы на таком памятнике, как дворец царевича Дмитрия в Угличе (1492). Планы этого трехэтажного каменного здания также повторяют основные черты деревянных повалуш. Верхний жилой этаж состоит из сеней, небольшой передней и двух горниц, то есть фактически следует классической трехчленной схеме жилья изба-сени-клеть. Средний этаж занимают хозяйственные помещения — стряпушечья (кухня), кладовая или черная изба и сени с чуланом. Нижний этаж имеет два подвала и соответствует подклету деревянного дома.

Мы очень мало знаем о внутреннем наряде жилых помещений этого времени. От их обстановки до нас дошли лишь отдельные предметы и облик их зачастую остается более неясным, нежели убранство древнейших помещений, известных нам по данным археологии. Однако можно сказать о полном соответствии внутреннего убранства архитектуре здания. Так, мебель сомасштабна и созвучна интерьеру по стилю, ритму, пластике. Увеличивается количество типов скамей — основной мебели древнерусского интерьера. Появляются скамьи с перекидными спинками, по-прежнему многочисленны скамьи с глухими и решетчатыми спинками, с опушкой внизу или с боковыми стенками-конниками. О дальнейшей дифференциации этой мебели свидетельствуют «посольские», «учительские» и «тронные» скамьи.

Вызванная к жизни дальнейшей дифференциацией феодально-иерархической лестницы, такая мебель отныне заполняет парадные залы для приема послов и других «гостей» или скромные, иногда подслеповатые помещения приказов (канцелярий).

Стол Алексея Михайловича в Грановитой палате Московского Кремля. Рисунок из книги «Книги избрания на царство царя Алексея Михайловича»

В богатых жилищах мебель обивалась различными тканями или кожей, застилалась коврами, иногда расписывалась. Особой монументальностью отличались лавки, стоявшие вдоль стен трапезных и пиршественных палат. Вдоль лавок по периметру стен ставились длинные, также массивные дубовые столы. Иногда они расставлялись по кругу, чтобы пирующим было легче общаться друг с другом. Столы застилались широкими скатертями, а в различных помещениях хозяйственно-бюрократического характера — «сукном багряцом», войлоком или другими тканями. Встречались и небольшие столы, служившие подставками для посуды, еды, питья. «Стольцы», похожие на табуреты, использовались переписчиками книг. В некоторых столах в подстолье помещались выдвижные ящики. Многочисленная деревянная и металлическая посуда выразительных, четких, упругих силуэтов и разнообразных форм дополняла наряд пиршественных и трапезных залов.

В особенности большое распространение получили деревянные ковши с рукоятками в виде голов фантастических зверей или птиц, с листьевидным туловом. Те же ковши оказали влияние и на металлическую посуду, — многочисленные серебряные ковши ХVI—ХVII веков воспроизводят форму древнейших новгородских деревянных изделий.

Ковш — непременная принадлежность пира, трапезы. В нем еще сохранился для людей того времени отзвук древних ритуальных обычаев. Тектоническая выразительность этой посуды, четкое логическое построение форм и декора связывали ее со всей обстановкой интерьера. Недаром на центральном столбе трапезных расставляли по полкам именно эту посуду. Не противореча монументальности архитектуры, она вносила в помещение человеческую масштабность. В жилых помещениях по-прежнему кроме лавок, скамей, кресел большое место занимали многочисленные коробья, шкатулки, сундуки, погребцы, поставцы для посуды и т. д.

Немец Вундерер, описывая Псков конца ХVI века, упоминает о зале, где происходили приемы. Стены его были сплошь завешаны красивыми коврами. В этом же зале он видел «царский трон» из слоновой кости. В глаза ему бросились круглые и прямоугольные печи в углах помещения, некоторые, очевидно, были с лежанками и отделаны изразцами, покрытыми зеленой поливой. Все это свидетельствует о «белой» топке. В другом месте он упоминает палату, обтянутую красным бархатом. Видимо, в Древней Руси каменные стены хором обивались различными материями.

Гораздо полнее можно представить интерьеры XVII века. Они известны и по многочисленным документальным данным, и по сохранившимся до наших дней постройкам, и, наконец, по изобразительным материалам, запечатлевшим многие черты быта и обстановки того времени.

В качестве примера возьмем помещения каменных «казенных палат», или «казенного приказа» 1659 г. Вологодского архиерейского дома. Это невысокое двухэтажное здание длиной 12, шириной 5 и высотою 3 сажени с необычайно толстыми стенами, тяжелыми сводами и небольшими, запрятанными в глубокие амбразуры окнами второго этажа (семь окон по фасаду). Две арки с широкими дверями в нижнем этаже ведут в погреба, дверь посредине здания — в просторные сени, откуда лестница слева ведет наверх, в сени второго этажа и в помещение бывших казначейских палат. Далее следуют передняя с двумя окнами и так называемые задние комнаты, служившие кладовыми. Над передней располагается мезонин — третий этаж, фактически древняя повалуша, куда ведет кирпичная лестница, устроенная в толще восточной стены. Вход на лестницу запирался внизу двумя прочными железными дверьми. Там, в этой комнате, хранились наиболее ценные вещи архиерейского дома. Уже из этого описания видно, что планировка здания во многом исходит из принципов деревянных жилых строений. О внутреннем убранстве «казенных келий», предназначенных для работы, деловых, а иногда торжественных приемов, можно судить на основании сделанного спустя четыре года после их постройки описания: «Келья казенная приказная, против нее другая келья казначейская; меж ими двое сеней, а позади обеих келий засенье, а в засенье чулан, а под казенными каменными кельями погреба ледники»... Далее перечисляются иконы, украшающие внутренние покои, иногда с указанием, как писаны. Особо выделены иконы казначейской палаты, заключенные в «створные киота, на створках писаны святые на золоте, а киоты подеты кожею красной». «В казенной же келье в четырех окнах больших четыре окончины летние большие слюдяные, ставни обиты сукном лазоревым, в тех ставнях окончины малые зимние изнутри и затворы обиты лазоревым сукном, с вонную (наружной) стороны затворы железные. В пятом меньшем окне ставень обит белой, затвор черной полетью. Завес крашенинный, травчатый. Заслон железный печной. Стол большой, на ногах доска дубовая, скамья с решеткой. Рукомой медный с покрышкой».

Глубоко утопленные окна подчеркивают мощь стен, отчего помещение приобретает крепостной оттенок. Но, с другой стороны, интерьер подчеркнуто наряден. Стены его украшаются орнаментальной росписью. Открытые при реставрации 1956 года фрагменты в виде характерных для народного искусства цветочных мотивов, в частности вазона с цветами и др., говорят о свободном, уверенном, кистевом рисунке. Цвет росписи синий, зеленый, красноватый. Слюдяные окончины и обитые лазоревым сукном ставни вносили в помещение дополнительные цвета. Наконец, завеси, о которых мы можем судить по сохранившимся музейным образцам, явно перекликаясь с росписью и придавая всему интерьеру определенную гармонию, в то же время содействовали выявлению в нем все нарастающих черт узорочья.

Этому впечатлению содействовало и освещение через слюдяные окончины днем и особенно вечернее — неровное, зыбкое пламя свечей, укрепленных либо на причудливо-орнаментальных висящих люстрах-хоросах, либо в литых или сделанных из просечного железа подсвечниках в виде ажурных трав, птиц и зверей.

В такой палате наверняка находилась и расписная мебель, вроде поставца XVII века из Вологодского музея. Он относится к типу «шкафов с уступом» и состоит из двух частей. Нижняя, выступая вперед, образует перед верхней своеобразную полку, на которую можно поставить посуду. Шкаф строится как архитектурное сооружение. Витые колонки нижнего яруса венчает карниз, а верхние поддерживают четко профилированный архитрав. Сложного рельефа дверки обогащают поверхность изделия, а роспись в виде стилизованных растительных мотивов и различных животных (львы, цапли), выдержанная в красновато-белой гамме по темному фону, придает ему необычайную нарядность и красочность.

Вообще, строгая тектоничность мебели, четкое распределение масс, несущих и несомых частей есть свидетельство единого принципа построения архитектурного сооружения и мебели. С деревянной и каменной о мебель роднит и происхождение многих декоративных форм, заимствованных из архитектуры. Это различные подзоры, украшающие столы и лавки, а также дыньки, гирьки, балясины и другие детали.

Рукомой. Дерево, резьба

О разнообразии форм мебели того времени можно судить по живописи. Во второй половине ХVII века в нее мощным потоком хлынуло народное творчество с его сказочной фантастикой, жизнерадостностью и богатством узорочья. Стенопись насыщается бытовыми подробностями, и авторы стремятся как можно больше рассказать и показать, оснастить свой рассказ многочисленными, зачастую не имеющими отношения к главной теме деталями. Поэтому живопись второй половины ХVII века может служить ценнейшим историческим источником. Мы видим в разнообразных сценах пиршеств, изображавшихся если не в самом интерьере, то на его фоне, различные по форме столы, кресла, посуду и т. д. Так, в фреске «Пиршество Ирода» (церковь Иоанна Предтечи в Ярославле) показан заставленный кубками и ковшами огромный круглый стол, за которым сидят пирующие в богатых одеждах, некоторые в креслах характерной для XVII века формы. Подобный стол украшал палаты В. Голицына. Круглый стол, только с несколькими ножками, представлен в «Истории Исава и Иакова» (церковь Иоанна Предтечи). Действие происходит в просторном помещении, залитом светом, льющимся через большие косящатые окна со слюдяными окончинами. Почти всей изображенной на этих фресках посуде можно подобрать аналогии из музейных собраний. Росписи эти также отражают тенденцию усиливающейся декоративности внутреннего убранства, которая становится ведущей во второй половине XVII века.

Наиболее ярко декоративность и узорочье развились в знаменитом царском деревянном дворце в селе Коломенском, хорошо известном по документам и чертежам. Строившие его плотники во многом еще исходили из принципов народной деревянной архитектуры — изб и церквей. Композиция, компоновка из отдельных прирубленных друг к другу срубов, крыльца, формы покрытий частично повторяют привычные, давно сложившиеся формы деревянного зодчества. Но дворец был пышно отделан, особенно внутри. Симеон Полоцкий в стихотворении, посвященном въезду царя в «дом великим иждивением, предивной хитростью, причудной красотою в селе Коломенском новосозданный», выделяет его внутреннее убранство, как восьмое чудо света.

«Множество цветов живонаписанных
И острым хитро златом изваанных,
Удивляться всякий ум понуждает,
Правый бо цветник быти ся являет.
Едва светлее рай бо украшенный,
Иже в начале богом насажденный.
Дом Соломонов тым славен без меры,
Яко вааны име в себе зверы.
И зде суть мнозы, к тому и рикают,
Яко живии льви глас испушают;
Очеса движут, зияют устами,
Видится хошут ходити ночами...
Окна, яко звезд лик в небе сияют
Драгая слюдва, что сребро блистает».

Действительно, в буйном сплетении произрастали на стенах дворца диковинные травы и цветы, неведомые звери ощеривали пасти, птицы распускали хвосты. На потолке одного из залов живописцы оружейной палаты написали огромное солнце, луну, двенадцать знаков зодиака и аллегорические времена года. Изображение это хорошо известно по огромному лубку на девяти листах, повторявшему роспись царских палат. Интересно, что вся живопись была выполнена на холсте, натянутом на подрамники, прибитые к стенам.

Интерьер Грановитой палата в Новгороде. XV в.

Кроме росписи, был обильно применен и рельефный, резной декор. Хоромы были украшены различной скульптурой, причем часть ее, очевидно, была снабжена механическими устройствами, приводившими в движение отдельные части тела. Возможно, что львы могли ощеривать пасти, при этом звучал рев, или вращать глазами.

Надо вспомнить и о богатстве форм и отделки мебели, разноцветных тканях, — о всех элементах убранства интерьера, примененных в этом дворце в полном блеске и великолепии.

Скамья переметная. Дерево. XVIII в.

Подводя итоги сказанному, хочется отметить два направления в развитии интерьера ХVI—ХVII веков. С одной стороны, дальнейшая стабилизация, шлифовка уже привычных форм, а с другой — дальнейшее усложнение и развитие в сторону большой пышности и комфорта.

Многие интерьеры, в особенности на периферии, сохраняют еще крепостной оттенок, но постепенно в их внутреннем убранстве начинают нарастать черты декоративности, помпезности, узорчатости. Наконец, в последней четверти ХVII века, и особенно в пределах московских земель, безудержный поток узорочья, всепоглощающей декоративности буквально захлестывает интерьер, придавая ему черты необычайной пышности, богатства и великолепия.

Читайте также: Изба и хоромы. История русского интерьера. 1 часть

***

Автор: Генрих Бочаров, искусствовед, специалист по древнерусскому декоративно-прикладному и изобразительному искусству. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 12 за 1964 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!