Летающие города Георгия Крутикова
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки». В очередном выпуске статья Селим Хан-Магомедова об утопическом проекте «летающего города» архитектора Георгия Крутикова.
***
Проект «летающего города»
Селим Хан-МагомедовШёл 1928-й год.
Период защиты дипломных проектов во Вхутеине уже подходил к концу; студенты и преподаватели готовились к летнему отдыху. Но среди незащищенных был один проект, который ожидали с особым интересом.
Никто не знал определенно, как выглядит работа Георгия Крутикова — одного из любимых учеников Ладовского. О подробностях проекта Крутикова мало знали даже преподаватели, хотя существовала практика предварительного просмотра эскизов советом архитектурного факультета, — причем только после такого просмотра дипломнику разрешалось приступить к разработке окончательного варианта. Совет в свое время утвердил Крутикову тему «планировка города».
На предварительном просмотре эскизов Крутиков показал главным образом многочисленные вырезки из различных журналов. Надо сказать, что наиболее интересные дипломы Вхутеина обычно представляли собой не просто профессионально выполненные проекты конкретного объекта, а носили характер творческой разработки определенной проблемы. Поэтому многие проекты наряду с чертежами и макетами, относящимися к конкретной теме задания, включали в себя более или менее обширную аналитическую часть; причем проблема, как правило, анализировалась графически, с широким использованием различного рода изображений, схем и диаграмм.
Результаты просмотра эскизов Крутикова получили широкую огласку во Вхутеине. Вокруг предстоящей защиты возник ажиотаж. В день защиты многие пришли задолго до начала. Места брались штурмом, сидели на окнах, на столах...
***
Крутиков, как вспоминают друзья, всегда выделялся среди своих сверстников некоей отрешенностью от сиюминутных задач и дел. Он выглядел задумчивым человеком размышляющим о проблемах, казалось бы, весьма далеких от реальных потребностей жизни. Это был застенчивый, очень скромный студент, чрезвычайно простой в обращении, очень доброжелательный к людям.
Под внешней простотой не сразу угадывались тонкий ум, настоящая интеллигентность и внутренняя содержательность. Крутиков раскрывался полностью только с близкими ему людьми.
Георгий Тихонович Крутиков родился в 1899 году в Воронеже, в семье учителя. Уже в гимназии проявились его художественные способности: он увлекался рисованием, иллюстрировал выпускавшиеся гимназистами рукописные журналы — «Свет» и «По всему свету» (сохранился №1 журнала «По всему свету» со статьей Г. Крутикова «Воздухоплавание»).
После окончания гимназии (1917 г.) Крутиков работал секретарем секции ИЗО городского отдела народного образования, затем заведующим подотделом ИЗО губернского отдела народного образования. Одновременно Крутиков вел работу по организации в Воронеже Государственных художественных мастерских, а в качестве художника-декоратора оформлял спектакли Опытной театральной студии. В 1922 году Крутикова направляют в Москву во Вхутемас: он поступает на архитектурный факультет, где занимается в мастерской Ладовского.
Крутиков всегда ставил себе дополнительные задачи, выходившие за рамки данного проекта. Так, в конкурсном проекте общежития для Международного Красного стадиона в Москве (1924 г.) он попытался использовать новый тип жилой ячейки, полукруглой в плане. Впоследствии он продолжил разработку этой жилой секции. использовав ее в своем преддипломном проекте (комплекс высшей художественной школы) и проведя специальное исследование, результаты которого он опубликовал в статье «Круглое и полукруглое жилище» (1927 г.).
В 1927 году Ладовский создает во Вхутемасе Архитектурную научно-исследовательскую лабораторию, в план работ которой была включена тема Крутикова: «На путях к подвижной архитектуре». Определяя задачи своего исследования, Крутиков писал, «что архитектура стремится стать все более и более подвижной, что в частности современная неподвижная, мёртвая и неудобная планировка городов в дальнейшем должна быть заменена подвижной планировкой, основанной на новых принципах решения пространства. Помочь рождению этой новой подвижной архитектуры — задача уже сегодняшнего дня, живое дело современного архитектора-изобретателя».
Главное внимание Крутиков уделял разработке самой идеи подвижной архитектуры, всестороннему доказательству возможности и даже необходимости ее появления. Разрабатывая эту идею, он постепенно приходит к выводу, что целесообразно оторвать жилые здания от конкретного места, поднять их в воздух.
Планетарная схема летающих городов
Дипломный проект Крутикова состоял из двух частей — анализа проблемы и собственно проекта города будущего.
Аналитическая часть («Предпосылки к работе») состояла из 16 таблиц с иллюстрациями и схемами и краткого пояснения к ним. Сначала Крутиков рассматривает три основные проблемы «теории архитектуры движущейся формы».
Таблица № 1 аналитической части дипломного проекта
Во-первых (табл. № 1), — это «зрительная деформация движущейся формы». Здесь Крутиков выделяет «два момента восприятия движущейся формы: а) когда траектория и движущаяся форма воспринимаются раздельно.., 6) когда траектория сливается с движущейся формой, давая новую форму и создавая как бы новое тело с другими качествами не только зрительного порядка, но и физического».
Во-вторых (№ 2), — это «композиция движущихся сооружений (отличие ее от композиции неподвижных сооружений)». Крутиков анализирует здесь связь статической композиции с вертикалью (небоскреб), а динамической — с горизонталью (дирижабль, пароход), приводит примеры контрастного сочетания статики и динамики («полотно ж. д. с воображаемым поездом на нем и семафорные знаки»), пытается выяснить принципиальное различие между композицией «неподвижного сооружения» («пересечение композиционных осей в точке, являющейся целью движения. Эта точка находится внутри сооружения») и композицией «подвижного сооружения» («единая продольная композиционная ось, направленная к цели движения, которая находится вне сооружения»).
Таблица № 3 аналитической части дипломного проекта
В-третьих (№ 3), — это «формообразование динамического элемента». Здесь Крутиков анализирует особенности психологии восприятия движущейся формы: «Две равновеликие формы в движении воспринимаются как имеющие различную величину в зависимости от положения на оси движения. Воспринимающий переоценивает величину формы, находящейся в голове движения».
Таблица № 4 аналитической части дипломного проекта
Таблица № 5 аналитической части дипломного проекта
На четвертой и пятой таблицах аналитической части диплома Крутиков рассматривает эволюцию формы автомобиля, поезда, корабля, дирижабля и самолета.
Таблица № 6 аналитической части дипломного проекта
Шестая таблица посвящена проблеме создания комплексных «водо-земно-воздушных» средств транспорта, в которых Крутиков видел «стремление объединить возможности движения по земле, по воде и в воздухе, создать аппарат универсальный в отношении земного шара».
В седьмой таблице были приведены примеры зарубежных передвижных дач, которые Крутиков рассматривал как «зачатки подвижного жилища».
Таблица № 8 аналитической части дипломного проекта
Отдельная таблица (№ 8) посвящена «условиям жизни в подвижных составах современности». Крутиков на различных примерах (палуба дирижабля — летающий отель, воздушный трамвай, аэроплан — ресторан, подвижные виллы, детская комната в поезде, жилые помещения моторной лодки и т. д.) показывает уровень комфорта в предназначенных для пребывания человека внутренних помещениях средств передвижения.
Таблица № 9 аналитической части дипломного проекта
Таблица № 10 аналитической части дипломного проекта
На девятой таблице анализируются условия «портативности подвижных составов», которые Крутиков связывает прежде всего с легкостью материалов и конструкций. А следующая таблица выявляет «стремление техники подвижных составов к уменьшению размеров машины и вообще обслуживающих частей за счет увеличения жилой площади. В идеале машина не должна занимать вовсе место». Прогресс в этой области Крутиков связывает с эволюцией энергетики, в дальнейшем развитии которой он видел основной фактор превращения мечты о подвижной архитектуре в реальность. «Энергетика, — писал он, — стоит на пороге революции, которую должно произвести открытие возможностей использования внутриатомной энергии» — в расчете на эту энергию Крутиков и проектировал свой «летающий город».
Таблица № 11 аналитической части дипломного проекта
Таблица № 12 аналитической части дипломного проекта
Таблица № 13 аналитической части дипломного проекта
Проблему подвижной и поднятой над землей архитектуры Крутиков рассматривал не только с точки зрения технических возможностей, представляемых развитием средств передвижения, а связывал ее с потребностями и стремлениями человека (таблицы 11—13). По мнению Крутикова, эволюция строительства идет «от пещеры к дому в воздухе», что отражает «стремление человека подняться над землей».
Таблица № 14 аналитической части дипломного проекта
Таблица № 15 аналитической части дипломного проекта
Две таблицы (14 и 15) Крутиков посвящает рассмотрению проблем — «завоевание новых пространств и новых точек зрения». Здесь приведен иллюстративный материал, показывающий землю сверху, свободные воздушные пространства, дом в воздухе, стратосферу, ракету для межпланетных сообщений, межпланетное пространство, пространства вселенной.
Завершается аналитическая часть дипломного проекта Крутикова таблицей, в которой путем контрастного сопоставления показано, как прогнозы и предложения, еще недавно казавшиеся утопией или неприемлемыми, стали повседневной реальностью.
Таким завершением аналитической части своего дипломного проекта Крутиков как бы предостерегал от поспешных суждений о степени реальности и осуществимости в будущем его предложений, которые содержались в проектной части диплома.
К чести Вхутеина надо отметить, что на защите дипломный проект Крутикова не был оценен как абсолютно фантастический. Сенсационность и ажиотаж, которые нагнетались в кулуарах мастерских в дни завершения проекта, так и не разрядились «грандиозным скандалом».
Председательствовавший на защите И. В. Рыльский просит задавать вопросы. Все преподаватели и студенты молчат. Вопросы задает входивший в комиссию представитель отдела коммунального хозяйства. «Сколько времени вы потратили на диплом, на чем все это держится и как будут решены в таком городе канализация и водопровод?» — спросил он. Крутиков отвечает, что на обдумывание проекта он потратил 15 лет; что же касается второго вопроса, то он считает, что прогресс науки и техники уже в недалеком будущем позволит решить эту задачу. Охарактеризовав дипломника с положительной стороны, Рыльский объявляет, что Г. Т. Крутикову присваивается звание архитектора-художника.
Скандал вокруг проекта «летающего города» разразился позже. В газете «Постройка» вскоре после защиты Крутикова была напечатана статья «Советские Жюль Верны», в которой проект «летающего города» приводился как самый яркий пример, свидетельствующий, что во Вхутеине вместо «хороших, дельных специалистов для строительства» готовят фантазеров. Дипломный проект Крутикова неоднократно «вспоминали», когда надо было аргументировать обвинение в адрес Вхутеина за «отрыв обучения от практики». Так, уже в конце 1930 года в опубликованной в № 12 журнала «Искусство в массы» статье А. Мордвинова после краткого описания проекта «летающего города» следовал вывод: «Подобные проекты серьезно рассматривались на заседаниях профессуры, за эти проекты присуждались дипломы и звания».
Двадцатые годы в советской архитектуре были временем небывалого взлета творческих поисков. Многие проекты тех лет имели значение творческих открытий и оказали большое влияние на развитие всей архитектуры ХХ века. Эти проекты неоднократно публиковались в специальной архитектурной печати.
Иная судьба у проекта Крутикова. Трудно понять, как это случилось, но этот первый в мировой архитектуре проект космического города в свое время так и не был опубликован.
Шли годы, настала эра космоса, и в архитектурной среде все чаще стали вспоминать, что, дескать, был ведь когда-то такой застенчивый, но удивительно далеко смотревший вперед студент Крутиков. И сам проект, обстоятельства, связанные с его разработкой и защитой, все больше обрастали легендами и слухами.
Проект, к счастью, сохранился и публикуется — с опозданием более чем на 40 лет. Однако и сейчас он производит впечатление проекта новаторского.
Перейдем к рассмотрению проектной части диплома — Крутикова, к тому, что в кругах архитекторов широко известно под именем «летающего города». Сам Крутиков всегда называл свой дипломный проект «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)».
«Город будущего» (перспектива)
«Города будущего», по Крутикову, состоят из двух основных частей: «вертикальной — жилая часть и горизонтальной, на поверхности земли, — производственная часть». И наземная (производственная), и поднятая над землей (жилая) части «города будущего» в принципе неподвижны, то есть стационарно размещаются в определенных районах земного шара. В этом смысле, название «летающий город» не отражает основной идеи пространственной организации крутиковского «города будущего». Сам город не летает, его жилая часть свободно «подвешена» в пространстве, но она неразрывно связана со своим основным градообразующим элементом — производственной частью, расположенной на земле. Пространственная структура «города будущего» была ориентирована Крутиковым на воздушные пути сообщения. Следовательно, «летающими» были не сами города, а их жители. Наземная производственная часть имела центрически-спиральную планировку. От развитого центра отходили расширяющиеся к периферии и спирально изгибающиеся промышленные территории. Жилая часть города нависала над промышленной территорией в виде параболоида (вершиной вниз), осью которого являлась вертикаль с основанием в центре наземной части. По воображаемой поверхности параболоида ярусами размещались парящие в воздухе жилые комплексы. Воздушные транспортные пути, связывающие жилье и место работы, Крутиков предлагал пространственно организовать — основная «магистраль» шла вдоль оси параболоида, от которой отходили «улицы»: в жилой части — радиальные (расположенные ярусами друг над другом), ведущие к отдельным жилым комплексам, а в производственной — радиально-спиральные, идущие вдоль оси конкретной промышленной территории.
«Город будущего» (разрез, план, схемы)
Крутиков считал, что быстрый прогресс техники произведет переворот в средствах транспорта. Массовое развитие воздушного транспорта (как местного, так и дальнего) и особенно появление универсального индивидуального средства, обладающего одновременно и необходимым комфортом для кратковременного проживания в нем (подвижная жилая ячейка — автономная, но неотъемлемая часть неподвижного жилища), по его мнению, позволит освободить землю от транспортных сооружений и поднять в воздух жилые и общественные здания.
Подвижная жилая ячейка-кабина в полете (перспектива)
Универсальное средство передвижения (кабина) играло в концепции Крутикова, связанной с городом будущего, очень важную роль. Это была «подвижная жилая ячейка», которая обеспечивает человеку необходимый комфорт во время передвижения и остановок вне пределов «летающего города». Ячейка была оборудована убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью в расчете на одного человека. Сама оболочка ячейки, по замыслу Крутикова, должна была быть эластичной. В зависимости от положения человека (сидя, лежа и т. д.) оболочка слегка изменялась, принимая удобную для человека форму, не теряя, однако, своей основной структуры. Управление кабиной могло осуществляться и движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля.
Подвижная жилая ячейка-кабина могла легко подключиться к парящим в воздухе зданиям. Эти «неподвижные жилища» были трех типов.
Жилище первого типа — трудовые коммуны (перспектива, разрез, план)
Первый тип — это трудовая коммуна, которая представляла собой сложный комплекс, состоящий из восьми вертикальных «пятиэтажных» жилых корпусов, соединенных лифтовыми шахтами с расположенным ниже горизонтальным кольцевым общественным корпусом («вертикали с помещениями индивидуального пользования вливаются в общественное кольцо»). Каждый этаж круглого в плане жилого корпуса разделен на шесть индивидуальных жилых ячеек. Такая ячейка состоит из высокой лоджии, в верхней части которой предусмотрено устройство для причаливания и закрепления подвижной ячейки-кабины, и расположенного над ней жилого помещения.
Все три элемента индивидуальной жилой ячейки (лоджия, закрепленная подвижная кабина и основная комната) связаны между собой (по вертикали) и с лифтовой шахтой. В кольцевом общественном корпусе наряду с различными по назначению помещениями предусмотрены сотообразные лоджии — места стоянки подвижных ячеек (кратковременное пребывание).
Жилище второго типа — компактная композиция (перспектива)
Жилище второго типа — компактная композиция (разрез нижней части, план)
Второй тип, как пишет Крутиков, «является результатом концентрации пространственных расчленений первого варианта: все вертикали собраны в одну большую цилиндрическую форму, кольцо собрано в шар, также с помещениями общественного пользования». Восьмиэтажный жилой корпус соединен с общественным корпусом (шар) лифтовой шахтой.
Жилище «гостиничного типа» (разрез верхней части)
Третий тип — это жилище «гостиничного» типа (расположенное, по-видимому, вне пределов «летающего города»), предназначенное для временного пребывания и кратковременных остановок. Это вертикальный корпус, состоящий из трех различных по функциональному назначению и структуре частей: нижняя часть представляет собой многоярусную систему «сот» для кратковременных остановок подвижных ячеек, средняя часть близка по своей организации к жилому корпусу второго типа, верхняя часть — помещения общественного пользования.
Жилище «гостиничного типа» (фасад)
Из этих типов «неподвижного жилища» (парящего в воздухе) и формируются «летающие города».
Проект Крутикова, при всей его внешней фантастичности, самим автором рассматривался как вполне реальное для не столь уж отдаленного будущего предложение. Он внимательно следил за всеми новинками в области науки и техники, имевшими отношение к разрабатывавшейся им проблеме.
В 1920-х годах будущее воздушного транспорта многие связывали с дирижаблями. Крутиков в эти годы не только внимательно следил за всеми новинками в области дирижаблестроения, но и сам, начиная с середины 1920-х годов, делает попытки проектировать дирижабли. Причем его внимание привлекала прежде всего гондола этого транспортного сооружения. Сохранились эскизы к проектам Крутикова, в которых видно его стремление подойти к объемно-пространственной структуре, планировке и внешнему облику гондолы с точки зрения архитектора.
Гондола дирижабля (разрез)
После защиты дипломного проекта Крутиков продолжал заниматься проблемой «подвижной планировки».
Причем проблему эту он трактовал широко, не сводя ее к частному предложению типа «летающего города». Крутиков прекрасно понимал, что проект создания жилых образований, «подвешенных» в пространстве, имеет значение (по крайней мере, на ближайшую перспективу) лишь как принципиальная поисковая идея.
Проблема же подвижной (гибкой) планировки уже в те годы имела реальное значение (ее активно разрабатывал тогда Н. А. Ладовский).
В апреле 1929 года Крутиков делает доклад в планировочной секции Государственного института сооружений в Москве на тему «Принцип подвижной планировки». В докладе он говорил о гибкой пространственно-планировочной структуре, которая позволяет изменяться городу в количественном и качественном отношениях в соответствии с изменениями в самой жизни.
А. Бунин, Т. Варенцов, Г. Крутиков. Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго (фасад, план)
В 1929 году Крутиков (совместно с А. Буниным и Т. Варенцовым) участвует в международном конкурсе на проект памятника Колумбу в Санто-Доминго. В конкурсном проекте отразились «космические» увлечения Крутикова. Монумент включал в себя два шара — большой, символизировавший землю, размещался внизу, а малый (светящийся), вознесенный на мачте высоко вверх, изображал планету. Образное решение монумента отражало замысел авторов —Колумб открыл эпоху великих географических открытий, впереди — путь в иные миры, эпоха открытия вселенной.
А. Бунин, Т. Варенцов, Г. Крутиков. Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго (перспектива)
На рубеже 1920-х — 1930-х годов Крутиков активно участвует в ряде конкурсов (в составе «Бригады АРУ») — Дворец культуры Пролетарского района в Москве, планировка соцгорода «Автострой», театр в Свердловске, Дворец Советов в Москве (два тура) и др. В 1930-е годы по его проектам в Москве строятся школы, жилые дома, станция метро, театр (не окончен).
В конце 1930-х годов Крутиков увлекается проблемой охраны памятников древнерусской архитектуры, которой и посвящен весь последний период его деятельности (умер Г. Т. Крутиков в 1958 году). Крутикову мы обязаны сохранением целого ряда ценных архитектурных комплексов Москвы. Им были проведены исследования и разработаны проекты-предложения по включению в реконструкцию Москвы таких комплексов, как Новоспасский монастырь и Крутицкое подворье, группа памятников архитектуры по ул. 25 октября и ул. Разина, усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и др.
***
Селим Хан-Магомедов — искусствовед, исследователь авангарда. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 1 за 1973 год.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!