Оформление революционных праздников Москвы в 1918 году

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

Революционные празднества 1918 года раскрывают перед нами своеобразную картину становления советской художественной культуры на самом первом этапе ее развития. Новое понимание задач искусства и новые условия его восприятия оказали преобразующее влияние на творчество всех художников, искренне принявших революцию, от мастеров академической школы до представителей самых левых течений. Этот своеобразный процесс интересно проследить на анализе ряда панно, украшавших московские улицы в первую годовщину Великого Октября.

Великолепными декоративными акцентами в праздничном оформлении города прозвучали два огромных панно на стенах бывшей Городской думы. Автором одного из них был С. В. Герасимов, создавший выразительный образ крестьянина — хозяина земли, олицетворяющий страстное стремление народа к свободе. По отзывам современников, панно отличала «буйная радостная гамма красок».

Панно «Труд, наука и искусство» на здании бывшей Городской думы работы Н. Чернышева

В поисках творческого воплощения задуманного образа художник обращался к различным традициям национального искусства, от демократического реализма второй половины ХIХ века до древнерусских монументальных росписей. Эти поиски отразились в сохранившихся эскизах и рисунках (само панно до нас, к сожалению, не дошло).

Другое панно было выполнено Н. М. Чернышевым на тему «Наука и искусство приносят свои дары труду». Художник решил его как аллегорическую композицию в стиле академического искусства, но ввел в нее вполне реально трактованный образ рабочего, придающий традиционным формам новое звучание.

Открытие «Обелиска Свободы»

В оформлении этого праздника вообще было много примеров обращения к традициям академического искусства.

На строгом классическом «Обелиске Свободы» перед зданием Московского Совета Рабочих Депутатов, где впоследствии была воздвигнута скульптура Н. А. Андреева, в 1918 году висело панно неизвестного художника, изображающее обнаженные фигуры рабочего и крестьянина, окруженные затейливым орнаментом.

Удлиненные пропорции этих фигур, неуклюжая статичность их поз и наивная трактовка обнаженного тела невольно ассоциируются с приемами письма древнерусских миниатюр, хотя все построение панно и идет от классического академизма. В данном случае этот примитивизм нес в себе своеобразный отпечаток эпохи и интересно включался в нарядное оформление площади.

Более новаторски решил грандиозное панно «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на здании «Метрополя» художник И. И. Захаров. В изображенной им гигантской фигуре рабочего с красным знаменем в руках чувствуется характерная для этого художника романтическая приподнятость, которая сообщает вполне конкретному образу черты революционной героики.

Театральная площадь. Панно на здании гостиницы «Метрополь» работы И. Захарова

Однако ни Чернышев, ни Захаров на смогли органически связать композицию панно с архитектурными формами, а возможно, и не ставили перед собой такой задачи. Во всяком случае, как на покрытых псевдорусской орнаментикой стенах бывшей Городской думы, так и на модернистическом фасаде «Метрополя» эти панно оставались вполне самостоятельными.

Совершенно иначе, чем Н. М. Чернышев и И. И. Захаров, подошел к решению новых задач агитационно-массового искусства А. А. Осмеркин, до революции участник выставок «Бубнового валета». В работах художников этого объединения своеобразно переплетались формальные искания с полнокровной вещественностью цвета. Революция помогла по-новому раскрыться красочному богатству их творчества и включить в него живые образы окружающей действительности. Интересным примером этого своеобразного процесса могут служить два панно, выполненные А. А. Осмеркиным для театра Московского Совета Рабочих Депутатов; на одном из них изображен столяр с рубанком, на другом, — по-видимому, маляр с ведрами. Художник весьма удачно согласовал напряженный линейный ритм своих композиций и их прихотливые неправильные очертания с острыми силуэтами знамен, живописными складками красных полотнищ и даже украшающими портал гирляндами зелени.

Оформление здания Малого театра. Панно «Степан Разин» работы П. Кузнецова

В каком-то плане близок к А. А. Осмеркину по своему пониманию задачи декоративного панно П. В. Кузнецов. Он шел от традиции народного лубка, декоративная плоскостность и красочное богатство которого легли в основу созданного им панно «Степан Разин на стругах отбивает наступление контрреволюции». Этот художник выступал раньше на выставках «Голубая Роза» с созерцательно-поэтическими, не лишенными мистической символики произведениями. Однако и в те годы П. В. Кузнецову было в высокой степени присуще органическое чувство красочного богатства мира, и эта грань его дарования помогла ему активно включиться в искусство революционной эпохи. И все же ему не так легко было перейти от созерцательной нирваны своих прежних работ к изображению конкретных сюжетов, живых образов, взятых из окружающей действительности. Отсюда понятна его попытка осознать современность сквозь призму исторического прошлого русского народа. Это было вообще характерно для искусства тех лет. Влияние традиций народного лубка чувствуется в подчеркнутой примитивности изображений и гротескной заостренности линейных ритмов. Однако своеобразный изобразительный язык этого панно резко контрастировал со строгими очертаниями архитектурных форм классического здания Малого Театра. Видимо, чувствуя это противоречие и стремясь связать изображение со стеной, художник вводит искусственный «фронтон» из декоративных фестонов, в очертания которого удачно вписывается вся композиция.

Близкие традиции, идущие от народных гуляний и ярмарок, с их красочными балаганами, каруселями, яркой праздничной толпой, были использованы художниками И. В. и О. В. Алексеевыми в оформлении палаток Охотного ряда, превращенных в сказочно яркую декорацию, о которой с восторгом отзываются современники: «Художник, расписавший нудные деревянные будки в Охотном ряду, сумел найти радостные краски, чрезвычайно хорошо гармонирующие со всяким русским торжеством, с красочными пятнами русской ярмарки, с веселой росписью старинных русских домиков. Эти цветы и букеты, эти разводы, такие простые и ясные по рисунку, невольно вызывали радостную улыбку».

Оформление театра Совета Рабочих Депутатов. Панно работы А. Осмеркин

То же волшебное превращение произошло и со скучным серым забором на Тверской улице, который молодой художник Н. А. Лаков покрыл живописными композициями, выполненными в широкой обобщенной манере, с подчеркнуто условной и декоративной трактовкой изображений. Сложные символические образы этих композиций, их героический подтекст и суровая строгость колористического решения уже выходят за пределы чистой декоративности и подымают более глубокие проблемы монументального искусства.

Когда рассматриваем живописные полотна, украшавшие праздничные улицы Москвы в 1918 году, невольно обращает на себя внимание, что здесь творческое осознание новой эпохи не нашло своего отражения в развернутых сюжетных композициях. Видимо, бурные события жизни тех лет еще не отстоялись, не выкристаллизовались в сознании художников, и они выражали волновавшие их революционные идеи в собирательных символических образах: рабочего, крестьянина, красноармейца, а иногда даже в традиционных аллегориях: победы, славы, гения и т. д.

А. Осмеркин. Панно для театра Совета Рабочих Депутатов

Художники пришли к Великому Октябрю с творческой психологией и методами дореволюционного искусства. Но в решение вставших перед нами новых сложных проблем они внесли столько молодого энтузиазма, смелой фантазии, подлинной талантливости, что празднование первой годовщины Октябрьской революции превратилось по существу в грандиозный и крайне интересный творческий эксперимент, в котором рождалось новое видение мира, новые методы работы, новые формы.

Сопоставляя различные примеры праздничного убранства Москвы в эти дни, можно среди бесконечного разнообразия творческих индивидуальностей и художественных решений уловить черты глубокого внутреннего единства, рожденного общностью идей, положенных в основу этого празднества. Такая общность идей рождала целенаправленность формальных исканий и объединяла в едином внутреннем звучании реалистически-конкретный образ рабочего в панно И. И. Захарова и стилизованные, подчиненные линейному ритму композиции А. А. Осмеркина, лубочную красочность «Степана Разина» П. В. Кузнецова и монументальность мемориальной доски С. Т. Коненкова, памятника Дантону Н. А. Андреева. композиции Н. А. Лакова на Тверской.

Даже в чрезмерном нагромождении скульптурных памятников на небольшом отрезке пути демонстрации между Большим театром и Историческим музеем, казалось бы, нарушающем все нормы соотношения монумента с окружающим пространством, проявлялось то же стремление насытить праздник наиболее идейно активными элементами.

Демонстрация 7 ноября 1918 года на Красной площади

Одной из своеобразных особенностей оформления первой годовщины Великого Октября была осознанная необходимость выразить грандиозность его идей-в пределах крайне сжатого отрезка времени. И этим во многом определялось глубокое принципиальное отличие живописных полотен и скульптурных памятников, входивших в праздничное оформление Москвы, от общепринятого представления о произведениях монументального искусства, рассчитанных на постоянное сосуществование и органическую связь с архитектурным ансамблем. Стихийно рождалась уверенность, что в оформлении этого празднества главным являлось не традиционное понимание синтеза живописи, скульптуры и архитектурных форм, а настоятельная необходимость во что бы то ни стало изменить будничный облик города.

Аналогичное явление мы видим и в праздничном оформлении Ленинграда в том же 1918 году (Н. Альтман, В. Лебедев). Но если в Ленинграде оно могло вызвать обоснованные возражения, так как шло в разрез с единым строго-величавым ансамблем города, то Москва, с ее пластической живописностью, являлась удачным фоном, на котором своеобразное праздничное убранство первой годовщины Октября обрело свою особую художественную жизнь.

И. Лаков. Роспись забора на Тверской

Определяющую роль в этом убранстве сыграло великолепное понимание всеми художниками, вне зависимости от их направлений, огромного значения декоративных возможностей цвета.

Таким же важным компонентом празднества было непрерывное движение огромных масс демонстрантов, служившее своеобразным фоном для живописных полотен и статуй, которые также воспринимались этими массами не в спокойном созерцании, а в непрерывной смене зрительных впечатлений.

Все это вместе с изобразительным оформлением демонстраций, торжественными открытиями памятников, выступлениями артистов, музыкой, хоровым пением, световыми эффектами сливалось в единый образ революционного празднества, в котором зарождались какие-то новые формы синтетического искусства.

***

Авторы: Ирина Бибикова, Анна Райхенштейн. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 11 за 1965 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!