Навигационные пиктограммы Олимпиады-80
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки». В очередном выпуске статья искусствоведа и дизайнера Сергея Серова о разработке навигационных пиктограмм к Олимпиаде-80 в СССР, опубликованная в журнале «Декоративное искусство СССР», № 6 за 1980 год.
***
Знаки знакомят с городом
Сергей СеровВизуальную среду Олимпийских игр уже трудно представить себе без изображающих все виды спорта лаконичных пиктограмм, придающих олимпиадам своеобразный облик. Кроме спортивной символики, в визуально-графическое сопровождение игр входит обычно комплекс знаков обслуживания, дающих возможность быстро ориентироваться в незнакомом городе без помощи гида или переводчика. У каждой из минувших олимпиад была своя система спортивных и обслуживающих знаков, соответствующая визуально-графической среде города — Токио, Мехико, Мюнхена. Мюнхенская система пиктограмм, правда, без каких-либо изменений, была принята и на следующих Олимпийских играх в Монреале.
Но организаторы Олимпиады-80 решили отказаться от мюнхенских пиктограмм, созданных в начале 70-х годов, и разработать новые знаковые комплексы. Что касается спортивных пиктограмм, то они уже известны и получили широкое распространение задолго до Олимпийских игр, но знаки обслуживания появятся в городах Олимпиады-80 только накануне ее открытия.
Эти знаки, или, как они официально именуются, «единая графическая система пиктограмм справочно-информационной службы Олимпиады-80», созданы группой московских художников мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МГОХФ РСФСР (Авторский коллектив: М.А. Аникст, В.С. Акопов, В.М. Дьяконов, Б.В. Трофимов, А.С. Шумилин, А.Д. Крюков, Б.К. Мирошин, И.А. Тихомиров, А.Б. Гурков, В.А. Железняков, Г.А. Дауман).
В состав разработки вошло 239 знаков для ориентации в городской среде и в интерьерах обслуживающих Олимпиаду учреждений (гостиниц, поликлиник и т. д.). В связи с таким почти необозримым обилием тем одной из главных забот художников было упорядочение информационного материала. Как упростить ориентацию среди самих знаков? Задача была решена с помощью серийных принципов проектирования.
Это значит, что авторы искали знаковый эквивалент не отдельно для каждого обозначаемого понятия, а для целой тематической группы. Они ввели десять таких групп, каждой из которых соответствует инвариантный признак, визуально отождествляющий серию. Например, в группе «транспорт» серийным признаком является знаковая конструкция транспортного средства «вообще», наделяемая специфическим атрибутом того или иного вида транспорта — трамвая (144), троллейбуса (144), метро (139), автобуса (142), железнодорожного транспорта (140). Здесь серийный признак входит в саму структуру изображения предмета. Но в другой группе — «ремонт», например, — он представлен предметно, отдельным элементом. Этот прием свойствен геральдической традиции и уже довольно широко освоен практикой визуальной коммуникации. Общий информационный элемент знаков группы «ремонт» — рука с инструментом в правом углу поля пиктограммы.
Каждый знак серии прочитывается во взаимодействии серийного признака с тем или иным предметом: «ремонт часов» (109), «ремонт очков» (140), «ремонт кожгалантереи» (416), «ремонт верхней одежды» (147), «ремонт автомобилей» (100) и т. д. Для подгруппы автосервиса индивидуальный признак знака «ремонт автомобилей» становится серийным, а дифференциация значений устанавливается за счет деталей: «ремонт шин» (102), «ремонт аккумуляторов» (103), «ремонт зажигания» (104), «ремонт фар» (105), «ремонт кузова» (101).
Казалось бы, такое трехуровневое построение пиктограммы выглядит слишком сложным для быстрой ориентации неподготовленного зрителя. Однако очевидная простота прочитываемости этих лаконичных и быстро запоминающихся знаков свидетельствует о точности и оправданности серийных принципов решения.
Стремление к упорядоченности визуального языка привело к унификации графических признаков и в рамках всей системы пиктограмм. Элементы и предметы, встречающиеся в разных группах знаков, — часы, чемодан, одежда, автомашина и другие — изображаются одинаковым образом. Ограничены и число масштабов изображения типовых предметов, число поз и жестов человеческой фигуры. Минимизированы формальные средства: радиусы, толщины линий, типы сопряжений. Разнообразные фактуры поверхностей передаются приемом равномерного растра: «сауна» (19), «радиовещание» (23), «химчистка» (129), «электробритвы» (249), «душ» (18). Все знаки системы выполнялись на модульной сетке, унифицирующей построение пиктограмм.
Разработанный комплекс ассимилирует и многие знаки, уже достаточно прочно вошедшие в международный обиход: «вход» (5), «не курить» (12), «первая помощь» (176), «процедурная» (180), «место встреч» (10) и другие. Традиционно повторяясь в разных системах, эти знаки постепенно образуют своеобразный канон международных визуальных коммуникаций. Авторы сохраняют идеограммы таких обозначений, по-новому прорисовывая знаки в единой стилистике системы.
Но есть неожиданные комбинации эмблематических решений — например, включение в пиктограммы «детская комната» (49), «потерявшиеся дети» (48) — фигур из эмблемы «Международного года ребенка». Насколько оправдано введение в прикладную область элементов, отягченных многозначным эмблематическим смыслом, покажет, как говорится, время, принимая или не принимая их в современный визуальный язык.
Человеческие фигуры, встречающиеся во всех группах знаков, наделяются значимыми деталями — характерными профессиональными признаками в одежде: «официант» (74), «швейцар» (46), «милиция» (45), «ГАИ» (150), «хирург» (182). Это межсерийное решение фигур напоминает детскую сюжетно-ролевую игру с нарядами бумажных человечков, в которой тоже присутствуют разнообразные знаковые ситуации.
В связи с изображением человеческих фигур легче всего прокомментировать еще одну характерную особенность разработанной системы знаков. В знаках обслуживания, применявшихся на мюнхенской и монреальской Олимпиадах, часто действующими лицами оказывались человеческие фигуры, подобные тем, что изображались на пиктограммах видов спорта. При этом фигуры изображались в многообразных, чаще всего профильных позах, выражающих динамику их движения. Сюжет пиктограммы оказывался как бы отстраненным от зрителя, действие разыгрывалось в замкнутом пространстве изображения. Такая сюжетика проста для понимания, но при каждом обращении к знаку смысл его приходится прочитывать заново. В разработанных для Олимпиады-80 пиктограммах фигуры изображаются статично и фронтально, как это бывает в плакате или в росписи, где зритель включается в пространство изображения. Ведь «обучение» пиктограмме происходит непосредственно, и эффективность такого обучения и последующего узнавания зависит от степени активности включения зрителя в знаковую ситуацию.
В серии «общественное питание», скажем, авторы предлагают в качестве решения обозначения «блинной» (90), «пирожковой» (91), «чебуречной» (94), «сосисочной» (95) и «шашлычной» (96) —фигуру в белом фартуке и колпаке, в распахнутом жесте которой — обильное угощение. При таком непосредственном обращении жеста к зрителю вместо логического прочитывания и запоминания безличной информации возникает игровой эффект, обогащающийся эмоционально окрашенными ассоциациями (с гостеприимством, радушием хозяев и т. д.). В одних случаях активизация действия пиктограммы выявляется предметно; в других она может достигаться собственно графическими средствами.
Важнейшим формальным критерием многих международных систем визуальной коммуникации является равнотолщинность элементов изображения, понятная, если учесть ориентацию на логический схематизм восприятия знака. Однако обычно рационализму равнотолщинности приносятся в жертву все составляющие изображения. Отличительной особенностью разработанных у нас знаков является другое — повышенная плотность графической массы и «равноплощадность» всех знаков системы.
Дело в том, что выразительные возможности пятна, обладающего для авторов большей актуальностью, чем линия, соответствуют их ориентации на активизацию первого знакомства с пиктограммой и ее запоминаемость. «Литая» пластика, получающаяся в результате такого подхода, сочетает характерные признаки современного дизайн-стиля с добродушной ироничностью, вплавленной в саму изобразительную структуру знаков. Некоторые пиктограммы напоминают опознавательные картинки на шкафчиках в детских садах. Авторы хотят как бы приблизить визуальные коммуникации, питающиеся наукообразными представлениями теории информации, к уровню бытового общения, сменить пафос безличного разговора издалека — человечной интонацией, обращенной к каждому в отдельности. Это свидетельствует о том, что авторы знаков для московской Олимпиады — мастера не только серьезные, но и очень неравнодушные к проекту и к событию, к которому он приурочен.
***
Сергей Серов — советско-российский искусствовед, куратор, дизайнер-график. Автор 14 монографий и более 500 статей, главным образом в области графического дизайна.
Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 6 за 1980 год.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!