НИИ и «Электронекрасовка» покажут «Кино-глаз» Дзиги Вертова с музыкальным сопровождением Adel Saleh
«Наука и Искусство (НИИ)» и «Электронекрасовка» начинают серию кинопоказов авангардного кино с озвучкой от современных музыкантов.
3 августа будет показан экспериментальный фильм Дзиги Вертова «Кино-глаз» снятый в 1924 году, под музыку художника, старшего научного сотрудника НИИ Adel Saleh.
13 октября 1924 года в 20:00 в 1-м Госкинотеатре (ныне — кинотеатр «Художественный») на Арбатской площади творческое объединение «Киноки» в лице режиссера Дзиги Вертова и оператора Михаила Кауфмана презентовало фильм «Кино-глаз», неоднозначно встреченный современниками, но оценённый в дальнейшем.
Тематика первого фильма «Кино-глаз» (всего их планировалось шесть) была «Жизнь врасплох». По сюжету съемочная команда фиксирует моменты быта города и деревни. В картину вошли эпизоды жизни деревенских и городских пионеров; церковные праздники в деревне; пропаганда кооперации; городские события — прогулка слона по городу, выступление фокусника-китайца, спортивные мероприятия, один из эпизодов был посвящен Канатчиковой даче, где находилась психиатрическая больница.
Художественной особенностью фильма Вертова были новаторские приемы монтажа, когда композиция фильма выстраивается не в виде документальной хроники, а перемешивается, для создания собственного ритма, смонтированные фрагменты не теряют своей документальности, но уже говорят ассоциациями, метафорами и получившимися случайными эффектами.
Сам Вертов определяя технику и программную установку «Кино-глаза», противопоставляет ее художественным фильмам: «Кинодрама щекочет нервы. “Кино-глаз” помогает видеть. Кинодрама заволакивает глаза и мозг сладким туманом. “Кино-глаз” открывает глаза, проясняет зрение. От кинодрамы щемит в горле, от “Кино-глаза” — свежий весенний ветер в лицо, простор полей и лесов, ширь!» При этом отмечает недостатки восприятия зрителем картины, которые вызваны художественным кинопрокатом, то есть необходимость соблюдать метраж и кинопоказы в залах.
В день премьеры Вертов выступает в кинотеатре с манифестом: «Вы разочаруетесь, если пришли сюда, чтобы увидеть увлекательную любовную историю. Вы разочаруетесь, если ждете захватывающего детектива, разочаруетесь и тогда, если вы думаете здесь увидеть какие-нибудь необыкновенные трюки и фокусы. Но если вы учтете, что то, что мы вам сейчас покажем, это только разведка ощупью одного киноаппарата, если вы примете во внимание, что это только первая серия, одна шестая часть первого путешествия Кино-глаза, то и эти простые кусочки жизни, снятые, а не разыгранные, — дадут вам некоторое удовлетворение».
После премьеры критики по-разному отмечают картинку, кто-то откровенно насмехается, говоря про «Канатчиков район, киноческий дом», кто-то отмечает что «кино-глазу недостает руководящей коммунистический головы».
В 1925 году «Кино-глаз» получает серебряную медаль и диплом на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
Фонды Библиотеки имени Н.А. Некрасова содержат популярную кинопрессу 1920–1930 годов. Рекомендуем читать по теме:
— газета «Кино»;
— журнал «Пролетарское кино»;
— журнал «Новый зритель»;
— журнал «Кино и культура»;
— журнал «Советское кино».
Наука и Искусство — мультифункциональное пространство в центре Москвы, объединившее под своим началом ряд важнейших деятелей молодой российской культурной индустрии и ставшее платформой для реализации их проектов. Не являясь официальной институцией, НИИ тем не менее активно предоставляет свои ресурсы для поддержки местных артистов, благодаря чему на его базе сформировалось живое творческое сообщество. Основное направление — работа со звуком: от академической теории, экспериментальных технологий и звуковых инсталляций до авангарда популярной и танцевальной музыки. Особое внимание уделяется издательской деятельности, развитию аутентичной локальной сцены и профессиональной инфраструктуры.