Семь детских литературных игр для домашнего досуга

«Электронекрасовка» выбрала семь литературных игр для досуга с детьми из книги «Детские сады и парки» 1937 года. Угадывание исторических личностей, весёлые вопросы и ответы, определение словарного запаса, соревнование гласных и другие игры для совместного семейного времяпрепровождения.

Сто слов

У каждого из нас запас слов очень невелик. В этом убеждается каждый, когда начинает писать. Свой запас слов всемерно надо расширять. Чем больше читаешь, тем богаче лексикон. Очень интересные результаты дало исследование словаря Шекспира. Оказалось, что Шекспир владеет больше чем 20 тысячами слов в то время, как у других знаменитых писателей это число доходит до 12–14 тысяч.

В игре «Сто слов» мы устраиваем состязание: кто напишет больше слов, причём все слова должны начинаться на одну и ту же букву. Первый написавший сто слов объявляет об этом громко, и все должны прекратить запись. Каждое слово засчитывается в одно очко.

Написать сто слов на одну букву это не так просто. Вот почему для младших ребят число это можно сократить до 50 и даже до 25 слов. Уменьшить количество слов разрешается в тех случаях, когда слова начинаются на «я», «э», «щ». На эти буквы хотя трудно набрать сто слов, но все же можно.

Эту игру можно проводить и на время. Даётся 3 минуты, и тот, кто напишет больше слов за это время, получит больше очков.

Соревнование гласных

По условиям игры победителем в ней выходит тот, кто за три минуты успеет написать 10 слов, в которых будет как можно больше одинаковых гласных. При этом других гласных в этих словах не должно быть. Например, если проводится состязание на букву «о», то надо подобрать такие слова, где из гласных имеется только эта буква.

Покажем пример игры. 1. Обороноспособность. 2. Золотонос. 3. Оборот. 4. Долото. 5. Обмолот. 6. Коловорот. 7. Водоворот. 8. Колокол. 9. Носорог. 10. Водоросль.

Все записывают десять слов и подсчитывают количество гласных в каждом слове. Каждая гласная буква даёт два очка в таких случаях, которые ни у кого из участников не повторились, и одно очко — в тех случаях, когда слова встречаются у других. Лучше всего проводить эту игру на следующие гласные: «а», «о», «е», «и». В отношении таких букв, как «я», «у», «ю», игра представляет меньший интерес, ибо число слов с такими буквами весьма ограничено. Выигрывает тот, кто сможет набрать большее количество очков.

Весёлая типография

Для этой игры нужно нарезать картонные квадратики (4X4 см) в количестве 60–100 штук и на каждом написать по одной букве — весь алфавит. Буквы, употребляющиеся чаще, например: «а», «п», «р», «е», «м», «н», «г», «и», — по несколько экземпляров — 3–4. А такие буквы, как «щ», «э», «й», «ф», — можно по одной-две.

Каждому играющему даётся по 5 карточек, а остальные кладутся на стол чистой стороной вверх.

Начинающий игру кладёт перед соседом одну из своих карточек и называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, положена буква «к» — он говорит: «книга».

У его соседа нет буквы «к», но есть буква «и». Он кладёт её рядом с первой и говорит: «кит». Третий должен был бы положить букву «т», чтобы получилось названное слово, но у него нет этой буквы, а есть только «р». Тогда он меняет порядок букв и, кладя свою первой, говорит «рикша».

Таким образом, каждый играющий должен выложить на стол одну карточку с буквой так, чтобы она дала возможность составить слово, названное предыдущим играющим, или же дать новое сочетание букв из имеющихся на столе.

Цель каждого играющего — как можно скорее отделаться от своих карточек с буквами. А по условиям, оставшиеся после раздачи карточки с буквами идут в прикуп. Играющий обязан брать оттуда карточки, если у него нет подходящей буквы или когда у него число карточек меньше пяти. Тот, кто не сумеет составить целое или часть слова, забирает себе все карточки, выложенные играющими, и теряет ход.

Каждый играющий может положить не только одну карточку: если у него есть буквы, при помощи которых он может закончить слово или составить новое, использовав все открытые буквы, он выкладывает их на стол и выходит из игры.

Игра кончается, когда у одного из игроков выйдут все карточки с буквами. Каждый проигрывает столько очков, сколько карточек с буквами у него на руках.

У кого больше слов

Вооружившись карандашами и бумагой, все ребята записывают набор букв, который даёт руководитель игры. Буквы даются в таком порядке, чтобы нельзя было сразу узнать, какое слово зашифровано в них.

Для начала слово должно состоять не более чем из 6–7, в крайнем случае из 10 букв. Чтобы лучше усвоить сущность игры, мы её покажем на примере.

Руководитель предлагает записать следующие буквы: «в с м о а к».

Участники игры записывают каждую отдельную букву в таком порядке, как их зачитывают, и первым делом должны решить, какое же основное слово скрывается в этом наборе букв. По условиям игры надо, во-первых, определить это слово, а затем написать как можно больше самостоятельных слов, в которые входили бы эти буквы, причём за каждое новое слово даётся столько очков, сколько в него входит букв. Из указанного набора букв получаются такие слова:

1. Москва. 2. Комса. 3. Воск. 4. Коса. 5. Квас. 6. Сова. 7. Омск. 8. Оса. 9. Косма. 10. Сом. 11. Сок. 12. Ком. 13. Ока. 14. Мак. 15. Сак.

Этот список можно удлинить. Общее количество слов даёт число выигранных очков. Тот, кто наберёт больше очков за определённый срок в 5 или 10 минут, тот считается победителем. В этой игре не рекомендуется брать длинных слов, ибо на это потребуется слишком много времени.

Надо всегда помнить, что игру затягивать нельзя — чем чаще сменяется одна игра другой, тем интереснее.

Вопросы и ответы

Играющие пишут на листке бумаги любой вопрос и загибают листок, чтобы никто не прочёл написанное. Затем бумажки кладутся на стол и перемешиваются. Каждый берёт первый попавшийся листок и пишет свой ответ, не зная, что спрашивается на этом листке.

Опять перемешиваются листки, и руководитель игры, беря по одному листку, зачитывает вопрос и ответ. Получаются неожиданные и остроумные сочетания. Хотя победителей в этой игре нет, но зато все участники веселятся.

Десять понятий

Это одна из наиболее распространённых литературных игр. В зависимости от подготовки ребят определяется количество понятий каждого состязания. Можно условиться, что будет всего лишь пять понятий. Можно условиться, что будет взято десять понятий, причём характер их будет зависеть от интересов участников игры. Приводим пример игры, где принимали участие ученики старших классов. Были взяты следующие понятия:

1. Писатель. 2. Поэт. 3. Композитор. 4. Учёный. 5. Литературное произведение. 6. Растение. 7. Животное. 8. Явление природы. 9. Город. 10. Река.

Этот список понятий пишется крупными буквами на большом листе бумаги. Затем уславливаются, на какую букву будут писать (каждый раз берётся новая буква).

Допустим, условились писать на букву «м». Участники стараются как можно быстрее заполнить все десять строк. Вот как заполнил листок один из играющих:

1. Мамин-Сибиряк. 2. Маяковский. 3. Мусоргский. 4. Мечников. 5. Мать. 6. Мимоза. 7. Морж. 8. Метель. 9. Москва. 10. Миссисипи.

За каждое правильное название даётся два очка, если это слово ни у кого не повторилось, и одно очко, если оно встретилось у кого-нибудь ещё. Важно написать как можно быстрее ответы, и об этом громко заявить, чтобы все остальные прекратили запись. Здесь состязание не только на новизну понятий, но и на скорость. Игра проводится по пяти или десяти буквам, т. е. 5 или 10 раз. Тот, кто за обусловленное количество раз наберёт большее количество очков, считается победителем.

Исторические личности

Исторические личности — это выдающиеся политические деятели, писатели, поэты, учёные, изобретатели, композиторы и т.п. всех времён и народов.

Порядок игры следующий. Один из участников выходит из комнаты, а остальные задумывают какую-либо историческую личность. Остановив свой выбор на том или ином лице, приглашают водящего.

Чтобы выяснить, кто задуман, можно задать только 15 вопросов. Но цель каждого играющего отгадать задуманное имя при возможно меньшем количестве вопросов.

Ответы на вопросы — только «да», «нет» и в виде исключения — «приблизительно».

Первый вопрос: «Жив?» Ответ: «Нет».

Второй вопрос: «Русский?» — «Нет». Теперь надо выяснить, кто же это — учёный, политический деятель, музыкант, писатель... Тут надо экономить.

«Деятель искусства?» — «Да». Отлично! Но это может быть музыкант, художник, драматург, скульптор, может быть немец, француз, англичанин. И вот, постепенно, задавая вопрос за вопросом, водящий выясняет, кто же задуман.

Если, исчерпав 15 вопросов, водящий не догадается, кто задуман, ему называют имя, и он снова уходит из комнаты. Если же задуманный персонаж будет отгадан, то на его место идёт другой играющий.

Надо следить за тем, чтобы никто из играющих не вводил в заблуждение неправильными ответами. Поэтому из числа оставшихся в комнате выбирается капитан, который наблюдает за ходом игры и вносит нужные поправки.

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в наших пабликах в фейсбук и «ВКонтакте». Подписывайтесь!