Азбука авангардного кино. Киногид 1926 года от поэта-футуриста Петра Незнамова
В 1926 году поэт-футурист и литературный критик Петр Незнамов опубликовал в газете «Кино» ироничную «Кино-азбуку», объёмный гид по заметным премьерам года и деятелям киноиндустрии. Электронекрасовка публикует гид Незнамова, дополнив буквы азбуки пояснениями в виде газетных вырезок, фотографий и плакатов 1926 года.
«Абрек Заур» (Сын гор) — немой фильм Бориса Михина, снятый в 1926 году, о борьбе горцев во главе с Заур-беком с царскими властями в середине XIX века. Из рецензии Петра Незнамова в газете «Кино» об «открыточности» фильма: «Вообще-то говоря, расчёт картины был сделан довольно правильно и довольно грамотно. Необычно для наших фильмов, здесь были учтены и актёрские возможности, и возможности места и времени. И только съёмочные возможности третьей фабрики Госкино были по-видимому несколько преувеличены. А будь эти возможности богаче, картина бы получилась хоть куда!
Она, впрочем, и сейчас хорошо смотрится. Ковбои в папахах делают своё дело не за страх, а за совесть. Мы утверждаем, что эта фильма — ковбойского типа».
Николай Бравко — режиссёр, сценарист, актёр. Ирония Петра Незнамова связана с фильмом «Беспризорный спортсмен», снятым Бравко в 1926 году совместно с Николаем Богдановым и Леонидом Константиновским, о жизни служащего телеграфа, решившего стать спортсменом, чтобы не отставать от любимой девушки. Фильм получил неоднозначные рецензии у критиков.
В 1926 году ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление) переехало из Одессы в Киев. Основной причиной переезда стало начавшееся строительство кинофабрики в Киеве. Одновременно с этим увеличивается поставка украинской кинопродукции на Запад, с 1926 года Украина становится вторым после США импортёром в некоторых странах Европы. Укрепляющиеся взаимоотношения ВУФКУ с кинопрокатом Запада и США, не могли не вызвать раздражение у «Совкино» (Всероссийское фотокинопромышленное акционерное общество «Советское кино»). Так, в 1926 году «Совкино» выручило от заграничного кинопроката 1 миллион рублей, ВУФКУ несколько миллионов валютой.
Борис Глаголин — режиссёр, актёр, сценарист. В 1926 году у Глаголина выходит фильм «Кира-Киралина».
Кинопередвижка — распространённая практика 1920-х годов с транспортировкой портативных киноустановок в деревни и труднодоступные места для демонстрации фильмов в образовательных или агитационных целях.
Пётр Ермолов — оператор, в 1926 году участвовал в съёмке фильма «Медвежья свадьба», по сценарию Наркома просвещения Анатолия Луначарского. Действие фильма происходит в Литве в начале XIX века. Во время охоты в предместьях замка графа Михаила Шемета на графиню нападает медведь. Она лишается рассудка, а рождённый ею сын Казимир приобретает черты вырождения рода. Проходит время. Однажды молодой граф, испытывая жажду крови, нападает на крестьянок. Гнев местных жителей перерастает в открытое возмущение и, когда в свадебную ночь молодой граф загрызает свою невесту, крестьяне поджигают замок. Из рецензии И. Фальберга в газете «Кино» № 6 1926 года: «В «Медвежьей свадьбе» ровно сто процентов довоенного качества. Ни на один процент меньше. Зато и не больше. <…> Никто и не требует, чтобы борьба крестьян с литовским графом, в которого не совсем правдоподобно вселился медведь, носила пламенно-марксистский характер».
Ольга Жизнёва — актриса театра и кино, роли которой в 1920-х отличались однообразным амплуа — красивая скучающая дама из буржуазной или нэпманской среды. Нато Вачнадзе — актриса кино, её первые роли в 1920-х также отличались однообразием. Несмотря на это актрисы были сверхпопулярны в массовой культуре, их портреты украшали плакаты, обложки книг и журналов.
Натан Зархи — сценарист. В 1926 году написал сценарий по произведению Максима Горького «Мать», который снял Всеволод Пудовкин. Авторы, вопреки повести, привели к гибели не только сына, но и матери.
Игорь Ильинский — актёр театра и кино. В киносезон 1925–1926 годов снялся сразу в четырёх популярных фильмах: «Закройщик из Торжка», «Когда пробуждаются мёртвые», «Мисс Менд» и «Процесс о трёх миллионах».
«Кирпичики» — немой фильм, снятый Михаилом Доллером и Леонидом Оболенским в 1925 году. Картина стала экранизацией популярной песни 1920-х годов «Кирпичики»:
На окраине где-то города
Я в убогой семье родилась,
Горе мыкая, лет пятнадцати
На кирпичный завод нанялась.
Было трудно мне время первое,
Но зато, проработавши год,
За весёлый гул, за кирпичики
Полюбила я этот завод!
Александр Левицкий — фотограф, один из основоположников советской операторской школы. С 1924 года преподавал во ВГИКе.
«Мисс Менд» — немой фильм Бориса Барнета и Фёдора Оцепа, снятый в 1926 году. Картина состоит из 3 частей, общей длительностью более 5 часов. Действие первой серии («Письмо мертвеца») происходит в начале 1920-х годов в США. Во второй серии («Преступление двойника») действие переносится в СССР. Действие третьей серии («Смерть по радио») происходит в Ленинграде в середине 1920-х годов.
«Натэлла» — немой фильм Амо Бек-Назарова с Нато Вачнадзе в главной роли, снятый в 1926 году. Действие картины происходит в Мингрельском княжестве середины XIX века, где в поисках новых средств для постройки дворца правители страны продают крестьянских девушек в турецкие гаремы. Такая участь постигает и Натэллу — невесту попавшего в тюрьму крестьянского парня Джондо. В газете «Кино» № 14 за 1926 год вышла рецензия Сергея Юткевича, где автор пишет, что, несмотря на идеологическую верность, картина не лишена минусов: «Беспомощен тягучий сценарий, тем более непростительны ошибки режиссёра, не попытавшегося кинематографически спасти его, а вместо этого занявшегося всё же созданием «боевика», путём определённой спекуляции на «красоте», скромно позаимствованный с конфетной коробки».
Николай Охлопков — актёр театра и кино. В 1926 году выходит фильм Абрама Роома «Предатель», где Охлопков сыграл роль «неизвестного матроса». Из рецензии на фильм «Предатель» в газете «Кино» за 1926 год: «Мрачной фигурой представляется превосходный Охлопков, «нанятый в свидетели». Но это уже относится, как говорят, к недостаткам сценария».
Всеволод Пудовкин — режиссёр, сценарист, актёр. В 1926 году снял фильм «Мать» по сценарию Натана Зархи, в основу которого лёг роман Максима Горького.
Абрам Роом — режиссёр, сценарист. В 1926 году у Роома выходят два фильма — «Бухта смерти» и «Предатель». Фильм «Предатель» имел положительные отзывы в прессе, «лефовец» Виктор Перцов в газете «Кино» особенно отмечал постановку и монтаж картины: «В «Предателе» почти вся производственная сторона работы: фото, освещение, выбор объекта съёмки, использование планов — стоит на высоком уровне. Лента сделана опрятно, старательно. Отдельные кадры показывают норму выдумки и норму остроты режиссёрского глаза».
Евгений Славинский — оператор, режиссёр. В 1920-е годы попеременно совмещал работу оператора и режиссёра. В 1926 году участвовал в создании пяти картин: в качестве оператора в фильмах «Бухта смерти», «Предатель», «Приказ №…»; в качестве режиссёра в кинолентах «Красная Пресня» и «Красношейка».
Эдуард Тиссэ — оператор, режиссёр. Один из лучших операторов в 1920-х годах, Тиссэ снимал все фильмы Сергея Эйзенштейна, работал также с Григорием Александровым, Алексеем Грановским, Константином Эггертом и другими.
«Укразия» — немой фильм Петра Чардынина, снятый в 1925 году. По сюжету деникинский офицер-контрразведчик Энгер вращается в кругу белогвардейцев и не вызывает никаких сомнений в своей контрреволюционности. Когда Энгер попадает в тюрьму, из которой его освобождают большевики, становится понятно, что он и есть тот самый красный разведчик «7+2», которому и посвящён этот фильм.
Николай Фореггер — режиссёр, театральный деятель, балетмейстер. В 1926 году снял свой единственный фильм «Северное сияние» — о жизни политических ссыльных и русских золотоискателей на севере.
Александра Хохлова — популярная актриса 1920-х, режиссёр. В 1926 году снялась в фильме «По закону» Льва Кулешова.
Марк Цибульский — актёр. В 1926 году снялся в картине «Процесс о трёх миллионах» Якова Протазанова.
«Шестая часть мира» — неигровой немой фильм Дзиги Вертова, снятый в 1926 году по заказу внешнеторгового предприятия Госторг и популяризировавший экспортные возможности Советского Союза.
«Электриада» — поэма Николая Асеева, написанная в 1924 году, про страну будущего КаИР (Коммунистический Интернационал Республик), достигшую и высокого развития, и индустриальной мощи. Николай Асеев — поэт, переводчик, как и Пётр Незнамов, один из лидеров объединения «ЛЕФ».
Сергей Юткевич — режиссёр театра и кино, педагог и теоретик кино. Начинал свою деятельность как дизайнер и художник театра. Дмитрий Молдавский в книге «С Маяковским в театре и кино» пишет о работе Юткевича в качестве художника над картиной «Предатель»:
«Сценарий к приключенческому фильму «Предатель», получившему в целом хорошую оценку А. Луначарского и неплохо встреченному прессой, написал Л. Никулин по своему рассказу «Матросская тишина».
Увы, во время постановки обнаружились слабости драматургии сценария, и на плечи режиссёра, а вместе с ним и всей съёмочной группы, начиная с приглашённого на помощь В. Шкловского и, разумеется, художника и ассистента Сергея Юткевича, легла непростая задача — не останавливая съёмок, сгладить и устранить логические просчёты, незавершённость сюжетных линий и т.п.
С. Юткевич, как он сам вспоминает, «оказался мальчиком за всё» — строил декорации, подготовлял съёмку, занимался монтажом, выискивал реквизит. И таким образом очень быстро вошёл в производство.
Но он не только осваивал технологию съёмки фильма, он искал и новую стилистику кинодекорации.
Чего стоит, например, непривычное соединение негритянской скульптуры, поддерживающей светильник, японского коврика с цаплями и расписанного прямоугольниками и прозрачного веера-ширмы в одном из известных кадров кинофильма «Предатель»! Или огромный портрет Калинина в кубистической раме, украшающий коридор прокуратуры, и овальное кривое зеркало, где отражаются танцующие пары в заведении мадам Гюйо…»
Аркадий Яловой — оператор, режиссёр, сценарист, преподаватель ВГИКа. В 1926 году в качестве оператора снимал фильмы «Дина Дзадзу», «Зарэ», «На разных берегах», «Шор и Шоршор».
В электронной библиотеке Некрасовки можно найти популярные киножурналы 1920–1930-х, включая такие издания, как «Советское кино», «Новый зритель», «Советский экран» и другие.