Полиграфическое производство. Агитпериодика, оформленная художником Соломоном Телингатером

12 мая исполняется 115 лет со дня рождения Соломона Бенедиктовича Телингатера, мастера шрифтового искусства и иллюстрации, графика и живописца. Специально к юбилею сын художника, Владимир Соломонович Телингатер, написал для «Электронекрасовки» колонку о работе Соломона Телингатера в 1930-х годах над периодикой, оцифрованной на сайте электронной библиотеки.

Прославление власти

В апреле 1932 года постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» была прекращена деятельность всех творческих организаций, выражавших различные точки зрения на искусство, и были утверждены «единые» творческие союзы художников, литераторов, композиторов, архитекторов, театральных деятелей. В постановлении всем творческим работникам «высочайше предписывалось» создавать произведения, «проникнутые духом коммунистической партийности». Нужны были пропагандистские издания, книги-памятники, отражающие «величие свершений Советской власти». К их оформлению были привлечены лучшие художники и фотографы страны. Одним из таких изданий был журнал «СССР на стройке» под редакцией М. Горького. В оформлении журнала принимали участие Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Степанова, Р. Кармен, А. Шайхет и другие. Несколько номеров журнала были оформлены С. Телингатером.

Страница журнала «СССР на стройке», № 10. 1937 год

К этому времени С. Телингатер уже накопил опыт работы над агитационными изданиями, оформляя плакаты, комсомольские газеты в Баку, журналы «Даёшь», «Бригада художников», уличные установки «5 в 4» и «Привет ударникам» в Москве, используя, в основном, рисунки, шрифтовые композиции. Журнал «СССР на стройке» он оформлял при помощи фотографий, фотомонтажей, так как считал, что «Фотография — наилучший аргумент — факт» (1). 

 Плакат (совместно с А.Телингатером) «Пионер, будь готов стать членом профсоюза!» Баку, 1925 год
Автозавод им. Сталина. Суперобложка. Москва, 1932 год

Основам фотомонтажа он учился у кинематографистов С. Эйзенштейна, Д. Вертова, Э. Шуб. Телингатер писал: «Кухней» фотомонтажа было в значительной мере кино. Кинематографический монтаж переосмысливал динамику факта по законам сюжета. Фотомонтаж переосмысливал статику факта» (2).

Трактористы. Фотомонтаж. Москва, 1930-е

Характерно оформление Телингатером журнала «СССР на стройке», посвящённого военно-морскому флоту. Художник расположил фотографии в последовательности документального фильма, выразительно рассказывая о службе военных моряков, их учёбе, быте, отдыхе. По мнению художника Д. Шмаринова, «умно и выразительно строил Соломон Бенедиктович отдельные номера журнала «СССР на стройке», смело, политически остро и разнообразно компонуя на его страницах документальные фотографии незабываемых подвигов нашего народа...» (3)

Страница журнала «СССР на стройке», № 10. 1937 год

Телингатер оформлял и другие работы агитационного характера, например, серию брошюр «Наше хозяйство через 5 лет», используя схемы, наборные надписи, фотографии. Вот что написал о них Ю. Герчук: «... это обложки — диаграммы, обложки — плакаты. Столбики роста продукции, броские цифры, цитаты из резолюций, — брошюра начинала агитировать прямо с обложки. Но почему только обложка? Приёмы плакатного монтажа врываются внутрь книги. Рушатся серые прямоугольники текста. Стрелы пересекают страницы — смотри сюда! Сравни эти цифры! Комментарии — самым мелким шрифтом (прочтут, кому надо!). Зато главное вырастает до гигантских размеров, набирается жирным шрифтом, вспыхивает красной краской» (4). Характерны и красноречивы заголовки книг, оформленных Телингатером в 30-е годы: «Догоним и перегоним!», «В борьбе за стройку и освоение. К 15-летию ВЛКСМ», «Героическая эпопея. Поход Челюскина» и др. Вот как отзывался Ю. Молок о подобных работах: «Издания эти, вошедшие в историю как реликвии, ... несут не только печать высокой типографической культуры, но и черты стиля своего времени, которое изъяснялось на языке риторики официального документа»(5).

На сайте «Электронекрасовки» можно полистать журнал «СССР на стройке», оформленный Соломоном Телингатером.


12 мая в библиотеке им. Некрасова пройдет встреча «Наилучший аргумент оформления. Соломону Телингатеру — 115», посвященная наследию Телингатера. Во встрече участвует сын и хранитель наследия Владимир Телингатер.


Библиография
1. Телингатер С. Фотомонтаж. — Полиграфическое производство, 1928, № 7
2. Телингатер С., Третьяков С. Джон Хартфильд. Монография. — ГИЗ, 1936
3. Шмаринов Д. Вспоминая мастера. — Декоративное искусство, № 12, Советский художник, 1973
4. Герчук Ю. Соломон Бенедиктович Телингатер. — Искусство книги, выпуск 5, Книга, 1968
5. Молок Ю. Предисловие к выставке. — С.Телингатер. Графика. Каталог выставки. —Советский художник, 1975

Истории
Бар «Старый» и первый советский Дед Мороз. Пришли по объявлению
Хроника московской жизни
Хроника московской жизни: 27 августа — 2 сентября. 1951 год