Наше всё! Как Пушкин стал народным поэтом

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

16 декабря 1935 года Центральный исполнительный комитет Союза ССР принял постановление: учредить в связи с исполняющимся столетием со дня смерти Пушкина Всесоюзный Пушкинский комитет. В Постановлении ЦИК СССР дана была четкая характеристика исторических заслуг великого русского поэта, а также перед правительством ставились конкретные задачи: выработать ряд мероприятий, имеющих целью увековечить память Александра Сергеевича Пушкина среди народов СССР. И закипела работа.

«Литературная газета». 5 февраля 1937

Общий объем юбилейных пушкинских изданий в 1937 году составил 13,4 миллиона экземпляров. Совнарком учредил мероприятия, намеченные Всесоюзным Пушкинским комитетом в ознаменование столетия со дня смерти поэта. Сюда входит организация Всесоюзной выставки в здании Московского Исторического музея, сооружение памятника в Ленинграде, мемориальных досок в разных городах, учреждение пушкинских музеев.

«Литературная газета». 5 января 1937

Сюда же относится и издание произведений Пушкина на русском языке и на языках других народов советской страны и всего мира.

«Правда». 9 февраля 1937

Именно с этих «юбилейных торжеств» 1937 года началось создание образа Пушкина как главного поэтического гения России.

Кампания 1937 года по увековечиванию имени Пушкина привела к действительно поразительным результатам. Любой житель страны Советов (разбуди его ночью) четко, без запинки, ответит:

— Кто является родоначальником великой русской литературы?
— Пушкин!

— Кто создатель русского литературного языка?
— Пушкин!

— Кто твой любимый поэт?
— Пушкин!

«Солнце русской поэзии» стал в ответе за все, что происходило в жизни. «А это Пушкин за тебя делать будет?» — фраза, которую каждый слышал не раз.

У Михаила Булгакова, в романе «Мастер и Маргарита» есть такой пассаж: «Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?»

Так Пушкин навсегда вошел в нашу повседневность. Герои его произведений стали украшать все виды промышленных товаров: от духов до карандашей и конфетных фантиков.

Как проходила эта кампания и как из дворянина Российской империи создавали культ народного поэта — в нашей подборке на «Электронекрасовке».

Глава I. Как декабристы «разбудили» Пушкина

«Правда». 5 января 1937

 ***

«Величие поэта в том, что он положил основание тому реализму, который боролся с отжившими эстетическими канонами, наполнял произведения жизненной правдой».

«Литературная газета». 15 февраля 1937

***

«Весь основной «пафос» творчества поэта, его реализм, гуманизм, ненависть к самодержавию и любовь к народу, были не только плодом художественной проникновенности, но и плодом глубокой ясной мысли, хотя и не доходившей до конца».

«Литературная газета». 5 февраля 1937

 ***

«Все это обязывает нашу современную общественность говорить о Пушкине не только как о созерцателе жизни, но и как о мыслителе, проникающем в глубины действительности».

«Советское искусство». 17 февраля 1937

 ***

«Пушкин обрушивал свои гневные строки на всю господствующую знать, «на самовластного злодея» самодержца, на бездушное барство, присвоившее себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

«Буржуазные фальсификаторы долгое время лакировали Пушкина на свой манер, наводили, по выражению Маяковского, «хрестоматийный глянец» на все его творчество, стараясь скрыть демократические идеи поэта, его страстный протест против насилия, лжи и рабства».

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

Глава II. Зарождение Пушкинианы

«Пушкин живет не только в искусстве слова. Художники переносят на свои полотна образы, связанные с жизнью и творчеством поэта. Впервые запечатлены «пушкинские места». Тема эта сугубо юбилейная. Ее выдвинули приближающиеся празднества. Раньше внимание советских художников она не привлекала, совершенно так же, как не вызывала она внимания и у старого поколения».

«Советское искусство». 11 января 1937

***

«Композиторы продолжают лучшие традиции классической музыки, работая над созданием новых опер и романсов на тексты Пушкина».

«Советское искусство». 11 января 1937

Глава III. «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

«Его пророчество сбылось. На просторах огромной страны не осталось такого уголка, где бы не знали имени Пушкина».

«Правда». 10 февраля 1937 

***

«По всей стране проходят юбилейные мероприятия, не только в городах, но в сельской местности граждане узнают о жизни и творческом пути гения русской поэзии».

«Правда». 9 февраля 1937

***

«Пушкинские дни в колхозах — яркая демонстрация культурного роста советской деревни».

«Литературная газета». 15 января 1937

 ***

«Трудно найти такой колхоз, где не была бы устроена пушкинская выставка или уголок».

«Правда». 5 февраля 1937

***

«Литературная газета». 15 января 1937

***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Короткие сообщения на полосах газет военных округов иллюстрируют и уточняют, какая большая работа по подготовке к юбилейным торжествам проводится в подразделениях армии и флота, как близок Пушкин бойцам и командирам».

«Литературная газета». 5 февраля 1937

Глава IV. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»

«Естественно, что Пушкин — дивный гений русского народа, близок и русскому, и украинцу, и узбеку, и якуту».

«Правда». 9 февраля 1937

***

«Еще два года назад у народов Севера не существовало ни переводной, ни оригинальной художественной литературы. За 1936 год ленинградское отделение Гослитиздата выпустило на языках народов Севера 18 книг, из них Пушкина — 11 названий».

«Правда». 9 февраля 1937

***

«Периферийные театры деятельно готовятся к пушкинским дням. Большинство театров ставят «Бориса Годунова»; «Маленькие трагедии» полностью не идут ни в одном театре; сравнительно мало ставится «Пир во время чумы»; «Пиковую даму» ставят более охотно. Среди постановок: «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель». Кроме того, в репертуары советских театров включены: «Выстрел», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин».

И как высшее признание народа — фольклор:».

«Правда». 10 января 1937

Глава V. Москва в Пушкинские дни

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«В художественном салоне «Москультторга» (Кузнецкий мост, дом № 20) большим спросом пользуются гравюры на дереве и металле, автолитографии и красочные портреты А.С. Пушкина».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«В клубе «Каучук» начались лекции, посвященные творчеству Пушкина и героям его произведений. Заводская многотиражка «Резинщик» выпустила специальный пушкинский номер. Во всех цехах табачной фабрики «Ява» проводятся беседы, выпущены специальные номера стенгазет».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«В 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии сегодня проводятся беседы о жизни и творчестве Пушкина, читки его произведений.

Московский пушкинский комитет устраивает 10 февраля в час дня торжественный митинг у памятника Пушкина на Пушкинской площади».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«В пушкинские дни в Москве будут установлены мемориальные доски на месте рождения Пушкина (Бауманская, 10) и на доме, в котором была квартира Пушкина в 1831 году (Арбат, 53)».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«Во всех 561 школах Москвы, начиная с сегодняшнего дня проводится «пушкинская декада». В школах, детских клубах, домах художественного воспитания состоятся литературно-художественные вечера «Пушкин в народном творчестве».

Театр детского творчества проводит с 12 по 24 февраля конкурс чтецов произведений Пушкина».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

 ***

«В Центральном парке культуры и отдыха им. Горького организуется для детей пушкинский карнавал».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

***

«ВОКС выпускает из печати сборник статей советских пушкинистов о Пушкине на французском, английском и немецком языках».

«Вечерняя Москва». 10 февраля 1937

Глава VI. Наш Пушкин!

10 февраля 1937 года главная газета страны «Правда» выходит с большим портретом Пушкина на первой странице. В передовице «Слава русского народа» читаем:

«Пушкин никогда еще не был так популярен и любим, как в настоящее время. А произошло это по той простой причине, что никогда не было в нашей стране столько грамотных и читающих людей. Но даже и не в этом дело. Впервые читатель встретился с подлинным Пушкиным без корыстного посредничества многочисленных искажателей текстов поэта, без реакционной цензуры, без скудоумных и ничтожных толкователей, старавшихся причесать буйного Пушкина под свою буржуазную гребенку».

«И сквозь столетие Пушкин протягивает нам дружественную руку в знак солидарности и борьбы против классов эксплуататоров и контрреволюционной буржуазии!»

«Нет нужды преувеличивать революционные взгляды Пушкина. Его величие заключено в его бессмертных и никем не превзойденных произведениях. Он был гениальным поэтом и великим гражданином. И нет сейчас на просторах необъятной Родины такой народности, которая не имела бы своей письменности и не познавала бы вместе с грамотой и гениальные стихи Пушкина».



Заключение. За что мы любим Пушкина?

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Вечерняя Москва». 9 февраля 1937

 ***

«Правда». 9 февраля 1937

 ***

На «Электронекрасовке» собрана полка «Про Пушкина», где можно почитать книги про поэта и посмотреть малую графику и иллюстрации к его произведениям.

Узнать подробности биографии Александра Пушкина можно из оцифрованной коллекции Библиотеки-читальни имени А.С. Пушкина.

Подготовила Елена Колесникова

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!