и многоэтажные каменные корпуса —. производственные, подсобные, хозяйственный — протянулись на полверсты по бе
регу Моеква-реки, без малого на версту вдоль Варшавского шоссе, перешагнули через шоссе длинным строем угрюмых коробок-спален.
Росла фабрика на поте и крови рабочих.
Владимир Ильич Ленин в своей замечательной работе «Развитие капитализма ів России» писал, что в крупной ма
шинной индустрии «Все мрачные стороны капитализма как бы концентрируются вместе: машина дает, как известно, гро
мадный импульс к безмерному удлинению рабочего дня; в производство вовлекаются женщины и дети; образуется (и по условиям фабричного производства должна образоваться) резервная армия безработных и т. д.» 1.
Все мрачные стороны капитализма концентрировались вместе и на фабрике Мещерина. Рабочий день длился 15 часов; в 4 часа утра смена вступала на работу, и в 7—8 часов вечера из корпусов выходили вереницы шатающихся от изнурения рабочих. Преобладали в этой толпе женщины и дети. Фабри
канты неохотно принимали мужчин: женщины справлялись с работой не хуже, а платить им можно было меньше. Взрослый
рабочий-мужчина зарабатывал 7—8 рублей в месяц. Женщина же получала 3—5 рублей в месяц. Еще меньше платили детям.
Но и этот жалкий заработок рабочему никогда не удавалось получить сполна. Штрафы, вычеты, начеты поглощали Значительную часть получки. Остальное удерживали в погашение задолженности «харчевой лавке». «Харчевая лавкаотпускала с’естные припасы в долг, в счет будущей получки.
Она торговала продуктами самого низкого качества по ценам, намного превышавшим рыночные. Но рабочие принуждены были переплачивать за припасы, потому что наличных денег у них никогда не водилось; нередки были случаи, когда ра
бочему в день получки выдавали всего двугривенный или предлагали расписаться, что «расчет верен, деньги все забраны».
Наличие «резервной армии безработных» заставляло рабочих молча терпеть жесточайшую эксплоатацию, непомерно долгий рабочий день, грабительские штрафы, кабальные условия кредитования в харчевой лавке.
Наличие голодной «резервной армии безработных» заставляло полуголодных мещеринских рабочих мириться с чудовищными условиями труда на фабрике. Вентиляции не было.
1 Ленин, т. III, ст,р. 426.