у меня накопилось много полезных для театрального дела соображений и практических заметок, накопилось много прочных зна
ний; в чем состоит сценическое искусство и что такое артист — я понял до тонкости». Однако эта сторона деятельности драматурга оказалась ів литературе об Островском почти неосвещенной.
Это объясняется тем, что многочисленные записки, в которых Островский излагал как свои взгляды на драматическое искус
ство, так и проекты перестройки, реформы русского театра, до сих пор, за небольшими исключениями, остались неопубликованными. Известны и опубликованы только некоторые из этих материалов. Так, из вошедших в настоящий сборник речей, записок и писем были напечатаны: речи на обеде в честь А. Е. Мартынова, С. В. Васильева, письма к А. Д. Мысовской, обращение «К Мо
сковскому обществу», записка «Об устройстве Русского нацио
нального театра в Москве» (сокращенная редакция записки «О положении драматического искусства в России в настоящее время»), «О театральных школах», «О театральном училище», «Соображения и выводы по поводу мейнингенской труппы». Этим, кажется, исчерпываются все напечатанные высказывания Островского о театре.
Публикуются в сборнике впервые записки: «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России», «Об Артистическом кружке», «Об авторских правах драматических писателей», «О положении драматического искусства в России в настоящее время» (полный текст), «О причинах упадка драматического театра ів Москве», «По поводу проекта правил о пре
миях императорских театров за драматические произведения», «Ученические спектакли в императорском театре в Москве 22 и 23 де
кабря 1884 года», «О бенефисах», «Соображения по поводу устройства в Москве театра, не зависимого от петербургской ди
рекции и самостоятельного управления», «Автобиографическая заметка», письма: С. А. Гедеонову, М. Н. Островскому, о постановке «Воеводы» и «Мысли о драматическом искусстве».
В этом сборнике, таким образом, впервые собраны все важнейшие и наиболее существенные как опубликованные, так и не
опубликованные высказывания Островского о театре и драматическом искусстве.

п

Записки и высказывания Островского, печатаемые в настоящем сборнике, относятся к 60—80-м годам. Чтобы правильно
определить их историческое значение, необходимо иметь в виду как общее положение русского театра и драматического искусства в России 60—80-х годов, так и те конкретные обстоятельства, с которыми они связаны.
Известно, что именно в 60-е годы, когда Островский начал
выступать со своими записками, окончательно определился глубо