ИСКУССТВО ОКТЯБРЯ

В

проекте резолюции о пролетарской культуре, написанном в 1920 году Лениным, говорится: «В советской рабоче-крестьянской республике вся по
становка дела просвещения как в политико-просвети
тельной области вообще, так и специально в области искусства должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за сверже
ние буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплоатации человека человеком».
Четкая формулировка Ленина вполне современна, и нам остается только на основе ее строить искусство Октября. Двенадцать лет, прошедшие с начала революции, не создали в этом отношении ничего действительно значительного. Октябрь застал изобразитель
ное искусство в состоянии разброда. Еще цеплялись за гегемонию в буржуазных салонах изысканные упа
дочники из «Мира искусства» и «Голубой розы», претендовали на исключительное признание француз
ской моды новорожденные русские сезаннисты из «Бубнового валета», уже пытались перекричать нарочитой экстровагантностью всех прочих взбунтовавшиеся мелкие буржуа — кубисты, футуристы, супрематисты, орфеисты, имажинисты и прочие.
Октябрьский вихрь безжалостно оборвал лепестки у голубой и прочих роз. В годы напряженнейшей гражданской войны, близкая и попутническая пролета
риату художническая молодежь предпочитала в своей массе не отображать, а делать революцию. «В эти бурные боевые годы, — как выразился И. Варейкис в
статье, напечатанной в «Правде» в 1925 г., — арена литературы и искусства заполняется лишь людьми ме
нее активными, оторванными, изолированными от жизни и борющегося класса революции». На оголенной от искусства земле появились «левые» попутчики ре
волюции. Они штурмовали Наркомпрос, Наркомфин, заполняли страницы роскошных эстетских изданий, выпускаемых для самих себя, ибо до массы эти изда
ния не доходили, ярко малевали заборы, бесцеремонно и зычно провозглашая самих себя гениями и вождями наилевейшего, наиреволюционнейшего искусства.
Бесспорно, в этом расцвете и натиске «левых» беспредметников были кое-какие положительные черты. Нельзя отрицать некоторых формальных достижений, некоторой свежей струи, хотя бы в области графики, некоторых талантливых, хотя и практически неосу
ществленных конструктивных опытов и проектов в
области архитектуры и т. д. Однако, основным пороком беспредметничества было то, что они видели революционность искусства не в его классово-пролетар
ском содержании, а исключительно в нарочитой новизне форм и особыхтехнических приемах. Неважно ч т о, а важно как — таков символ веры всех формалистов.
Второй порок беспредметников — их оторванность от масс, кастовый художнический характер, несмотря на истерические попытки вынести искусство на улицу.
Именно в эти годы обнаружилось, что уличное заборное искусство не всегда является массовым искусством. В этой оторванности от массы, в забвении ленинского лозунга о необходимости заботиться о том, чтобы искусство было понято массами и любимо ими, кроется сла
бость «левой» агитки. Беспредметническая агитка теряла свою значимость для борющегося класса, тре
бующего реального и революционно-насыщенного классового искусства.
Эпоха строительства, пришедшая на смену эпохе непосредственной гражданской войны, впервые созда
ла предпосылки для роста элементов действительно пролетарского искусства. Если в первые годы Октя
бря средой, поставлявшей работников искусства, была оторванная от масс тонкая прослойка богемной интеллигенции, то теперь впервые начала заполнять сту
дии и художнические школы вернувшаяся с фронтов передовая рабочая и крестьянская молодежь. В то же время на арене искусства появляются попутчикиреалисты, зараженные романтикой октябрьского размаха, написавшие на своем знамени лозунги революционной тематики, понятности и массовости искус
ства. Наступил период борьбы АХР с Лефом. Шаг за шагом завоевывали арховцы свои позиции, разбив в конце-концов в идеологических боях своих против
ников. Теперь, кажется, ни одна художественная группировка не отрицает «долга перед человечеством художественно-документально запечатлеть величай
ший момент истории в его революционном порыве». Оспаривается лишь выражение «художественно-документально», но сейчас даже мелкобуржуазная аполи
тичная группировка О MX пытается в своих картинах перейти на рельсы революционной тематики.
В процессе жестокой борьбы с беспредметниками, р. период до первого с’езда, АХР, действуя подчас натурастическими дубинами документализма, набил много посуды, но, несмотря на свои отдельные, даже грубые промахи, несмотря на беспомощность некоторых попыток дать образцы революционного искус
ства, беспомощность, приводившую иногда художника неожиданно для него самого к омещаниванию революции, несмотря на некоторую расплывчатость революционной фразеологии, — АХР уже тогда занял в