искусстве позицию, наиболее близкую задачам пролетарской борьбы. Лозунг «Искусство в массы» для данного момента об’ективно правильно отображал и отображает наиболее острую задачу, поставленную перед пролетарским художником революцией. «Они (рабочие и крестьяне) получили право на настоящее великое искусство. Поэтому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание». Эти слова Ленина вполне подтверждают нашу точку зрения на необходимость понятного мас
сам искусства, воспитывающего и поднимающего эти массы на следующие ступени, когда будет уместно говорить об искусстве масс.
Именно эта правильная идеологическая установка завоевала Ассоциации революционных художников широкую популярность в массах и привлекла к ней симпатии художнической передовой крестьянской и
рабочей молодежи. Ни выпячивание и гиперболирование недостатков АХР, ни щегольство ультра-левой радикальной фразой перекрасившихся в марксистские цвета нео-лефовских демагогов — не смогли сбить с толку руководимую правильным классовым чутьем советскую художническую молодежь, смело и решительно ставшую под знамена АХР. И «старый греш
ный АХР» широко раскрыл двери молодой, задорной, свежей пролетарской молодежи, запечатлевшей свое
слияние с АХР особой декларацией, оглашенной на
первом с’езде. Молодежь вошла в АХР не для того, чтобы раствориться в его правом, изжившем себя крыле, но чтобы совместно с основной прогрессив
ной массой ахровских художников по
вести АХР дальше по пути создания пролетарского стиля в искусстве.
Здесь перед нами раскрывается диалектический процесс развития Ассоциации. Когда натуралистическое крыло АХР готово было, казалось, занять ве
дущее положение, в недрах самой Ассоциации созрели силы, выдвинувшие задачи искусства за границы про

токолирования жизни, за границы станковизма. Вхо

ждение молодежи в АХР как-раз в этот момент, с точки зрения диалектиче

ского процесса, вполне закономерно.

Оно показало, что в АХР уже создана почва для дальнейшего поступательного движения. Противопоставляющие новый АХР старому не умеют диалектически мыслить.
Принятая I Всесоюзным съездом АХР новая декларация, вместо «долга перед человечеством», ставит перед художником революции задачу «содействовать пролетариату в осуществлении его классовых задач». Вместо художественного документализма, — «обязанность художественно претворить» и «своей художественно-общественной работой активно участвовать в
социалистическом строительстве». Весьма существенно, что новая декларация ставит перед АХР, «как неотложные актуальные задачи» — задачи художе
ственного оформления быта (архитектура, клуб, отдых, массовые празднества), а также художественной обра
ботки предметов массового потребления. Проблема клуба становится первой из художественных проблем нашей современности. Все это показывает, что АХР не застыл в своем развитии, что он идет вперед, собирая в своих рядах наиболее активных классово-преданных художников.
К двенадцатой годовщине Октября четко наметилось обострение классовой борьбы и на фронте изоискусства. Чтобы сохранить в этой борьбе свои пере
довые позиции, АХР должен претворить в дело принципы, провозглашенные его новой декларацией. Чем последовательнее пойдет АХР в этом направле
нии, чем шире разовьет он самокритику в своих рядах, чем решительнее будет очищаться от беспринципных, примазавшихся элементов, тем больше и скорее будет он способствовать саморазоблачению буржуазных и мелко-буржуазных художнических группировок, от которых отойдут тогда случайно забредшие к ним, близ
кие пролетариату, отдельные художники. С другой стороны, эпоха культурной революции, культурный рост масс неизмеримо увеличивают значение искусства, как могучего идеологического оружия в обострившейся классовой борьбе за социализм.
В этот ответственный момент Наркомпросу и его органам пора отрешиться от свое
образного нейтралитета по отношению ко всем художническим группи
ровкам. Если и можно еще говорить о равноценности художественных форм, то никак нельзя говорить о равноценности идеологии различных художнических группировок. Почему мы должны бо
роться с кулаком в деревне и не должны бороться с буржуазной идеологией «4-х искусств», «репинцов», «куинджистов», с мелко-буржуазной идеологией боль
шей части ОМХ и ОСТ? Почему мы не должны бороться с наркомпросовскими чиновниками, покрови
тельствующими носителями этой враждебной нам идеологии?
Искусство Октября не может быть нейтральным, аполитичным, надклассовым искусством. Искусство Октября должно быть проникнуто духом классовой непримиримости и активности. Создать искусство Октября смогут лишь художники-общественники, органически связанные с массой, с пролетариатом, художники-борцы, рассматривающие искусство, как идеоло
гическое оружие в классовой борьбе, активно ведущие эту борьбу под руководством коммунистической партии.