По выставкам и Музеям

выпуски вхутеина ЖИВОПИСНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Н

а выставке станкового отделения отсутствует не только живописное или композиционное мастерство, но не чувствуется сколько-нибудь бодрой, живой заражающей мысли.
Мы подняли массы на социалистическое соревнование, уничтожили неделю, ввели непрерывку, возбудили в миллионах энтузиазм, а наши дипломники про
спали все это и лишь одним трактором т. Яковлева — тоже не являющимся примером положительного решения — отклик
нулись на строительство социализма. В самом деле, с какой бы стороны к выставке не подходить, ничего положитель
ного мы в ней не увидим, за исключением, конечно, отдельных более или менее удачных работ.
Кому нужны в наше время все эти «тысячелетние» мистические переживания и теоретизирования димпломанта Багра
мяна ? Читатель лишен возмож
ности видеть снимок с работы т. Баграмяна, в виду отказа автора дать разрешение на фотографирование его карти
ны. Мы расцениваем этот факт как желание уклониться от советской общественной критики и предлагаем самому чи
тателю вынести суждение о таком поступке.
Средневекового типа девица с копьем в руке, с перекинутым через плечо кра
сным полотенцем, на фоне мистического пейзажа,—все это, в пасмурных темных тонах, должно изображать «победу». Ка
кую «победу», чью «победу?». Вероятно, «победу» вообще, надклассовую, общечеловеческую победу? Это, между прочим, вполне вяжется с туманными теоретическими объяснениями прошлого и бу
дущего человечества, сделанными автором на защите диплома.
А. на кого рассчитана эта цыганочка, а может быть, испаночка Григорьева? Что должна говорить эта «дамочка», кому-то вульгарно подмигивающая? Какой социальный круг людей думал об
служить молодой художник? Конечно, не рабочих и не крестьян.
Но. быть может, будучи идеологически оторванными от пролетариата и слабыми по мастерству, эти вещи показывают попытки какого-то нового формального решения, новых исканий? — Ничего подобного. Самые ординарные перепевы бубно
вовалетской мякины у Григорьева, и сомнительное эстетствование у Баграмяна.
Не лучше дело обстоит и с художниками, взявшимися за советскую тематику. Неужели эти безжизненные «свя
тые» манекены у Таратухина должны изображать героическую борьбу рабоче
го класса на баррикадах! Еще хуже у Замского. Его вещь — просто издевательство над идеей смычки западного пролетариата с рабочими СССР. Перед рабо
чей делегацией, пришедшей встречать со знаменами своих заграничных собратьев, выступает плешивый идиотиче
ского вида меньшевик—и не отговориться здесь автору никаким незнанием или неумением: такой тип надо было выдумать специально. В формальном отноше
ния— это слабые, ненапряженные вещи: то же отсутствие композиционного реше
ния, та же вялая, однообразная цветовая трактовка, что у ОМХ.
Невеселый ансамбль выставки дополняют есенинские типы Рождественского. В его рисунках не чувствуется, что ху
дожник выставляет отрицательные типы на общественный суд, на порицание, в них скорей сквозит какая-то симпатия к ним автора. Подтверждает это и его основная композиция (масло), где он противопоставляет нищую с ребенком сытой буржуйской парочке. Ясно, что все симпа
тии автора на стороне нищей. Конечно, можно и должно вскрывать язвы наслед
ства прошлого, но ведь нужно вскрывать, а не ограничиваться созерцательным фик
сированием явления—ведь мы многое сделали в борьбе с этим наследством. Художник обязан показать эту борьбу и помочь ей.
Обращает на себя внимание Ерушев. Он обладает большим чувством и острым отношением к событию, но упорное не
желание подняться до понимания и овладения живописной культурой, от
стаивание своего иллюзионистического натурализма наводит на мысль, что дальнейшее развитие художника без коренного изменения его отношения к фор
мальной стороне искусства невозможно. Нагромождение ужасов в его картине снижает ее живописные качества (кар
тина изображает причастие сифилитичного ребенка и заражение здорового).
Можно было бы указать еще на целый ряд слабых и ненапряженных работ, но они ничего нового нам не скажут. Приведенного вполне достаточно, чтобы уви
Григорьев В. И. Портрет
деть, как красноречиво система ОМХ еще раз, еще на одной выставке показала полную свою неспособность отве
Рождественский А. И. Рисунок