ФЕДЕРАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ

И ЕЕ ЗАДАЧИ В РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД

В

опрос о федерации художественных обществ является давно уже назревшим и актуальным вопросом.
Целый ряд совещаний по этому вопросу в профессиональных органах, постановка его на обсуждение I Всесоюзного с’езда АХР в 1928 г., Всесоюзной изо
конференции ЦК Рабиса и совещания художниковкоммунистов гор. Москвы осенью того же года, вы
сказались за скорейшее осуществление федерации художественных обществ. Практически, однако, федерирование откладывалось на неопределенное время.
Реконструктивный период и связанный с ним процесс обострения классовой борьбы, как результат интенсивного выкорчевывания корней капитализма в кашей стране, ставит перед нами три проблемы: про
блему создания левого пролетарского
крыла на фронте изобразительного и производственного искусств, пробле
му консолидации под руководством этого крыла всех художников-попутчиков, преданных революции, и пере
воспитание их для активной борьбы и строительства социализма и, наконец, проблему четкого отмежевания революционных художников от правопопутнических элементов. Образование лите
ратурной федерации (ФОСП) и ряд недочетов и оши
бок, связанных с первым периодом ее деятельности, дают богатый материал, который мы должны исполь
зовать при федерировании художественных обществ. Учтя значение федерации художественных обществ в эпоху культурной революции и областная изо-конференция в ноябре этого года категорически высказалась за немедленное ее создание.
Если раньше при обсуждении вопросов о принципах федерирования преобладали опасения за возможность сужения рамок деятельности каждой художе
ственной группы, входящей в состав федерации, то в настоящее время для всех стало ясно, что разрешение основных проблем на фронте советского искусства возможно только при наличии федерации, кото
рая, не стесняя самих форм развития входящих в нее художественных объединений, установит вместе с тем нужный координат в их деятельности. Не так давно, к моменту резолюции ЦК партии о политике партии в области художественной литературы (1/VII—25 г.),
перед каждым художественным объединением, а перед ахровским движением в особенности, стоял вопрос о дальнейшем своем развитии на основе противопоста
вления классового содержания своего художественного
творчества содержанию творчества других группировок при равноценности всех формальных установок. Теперь же, на пороге реконструктивного периода, спустя
четыре года после указанной резолюции партии, накоплено достаточно материала и доказательств не
пригодности части формальных средств для актив
ного выражения классового пролетарского содержания. Поэтому федерация, оста
ваясь в основном на базе той же резолюции, не может не учесть этого опыта, дающего возможность перейти на более высокую фазу развития советского изо-фрон
та. Само собой разумеется, что переход на эту фазу развития не может быть осуществлен без руководства Наркомпроса в лице Главискусства.
В свое время были чрезвычайно распространены упреки со стороны определенной части художествен
ной критики по адресу АХР в его «всеядности» — АХР будто бы берет на себя задачи и функции, которые перерастают формы и рамки отдельного художественного объединения — при этом, однако, забыва
лось, что АХР давно у же перестал быть объединением, а стал широким обще
ственно-художественным движением. Не тенденция к гегемонии, а простая жизненная не
обходимость вынуждала АХР к развертыванию, в порядке общественной инициативы, тех сторон своей деятельности, которые по целому ряду причин не могли быть осуществлены органами Наркомпроса. Диспропорция между организационным общественным размахом и темпом деятельности АХР, с одной стороны, и других художественных объединений — с дру
гой, об’ясняется политически-ведущим положением,
которое занимает АХР на изо-фронте. Это ведущее положение организации активизировало вместе с тем весь изо-фронт в смысле политического расслоения его.
Чем больше возрастает художественно-общественная популярная активность всего изо-фронта и чем решительнее повертывается часть художников в сторону теснейшего участия в социалистическом строительстве, тем очевиднее становится важность консолидации всех революционно-целеустремленных художников вокруг пролетарского ядра, тем решительнее сказывается необходимость отмежевания их от правопопутнических элементов.
Какая бы то ни была расплывчатая лойяльность неприемлема в реконструктивный период, как маскирующая политическую реакционность. Неопределен
ное понятие «советский художник» надо уточнить. Дело не в том, чтобы быть «советским» художником
в территориальном смысле — необходимо ясное осознание своей классовой роли в пе
риод ожесточенной классовой борьбы, необходим ясный и недопускающий уловок ответ на вопрос:по ту или по эту сторону баррикады находится худож