З
адача нашего журнала — щего массы, помогающего
способствовать созданию борьбе за социализм, строинового искусства, организую- тельству социализма.
Объединяя работников изо-искусства на идеологической основе, АХР не претендует на обладание готовым стилем искусства пролетарской революции. Создание такого стиля ставится нами, как проблема. Но есть все основания полагать, что основной формой нового искусства будет своеобразная форма реализма. Реализм — это неоднократно отмечалось в марксистской литературе—как нельзя лучше совпадает с духом диалектического матери
ализма Маркса-Энгельса. Признавая необходимость развития и видоизменения старых форм, мы вместе с тем считаем необходимым критическую проработку художником новых завоеваний в области изо-искусства. Об этом говорит и самый термин, выдвинутый АХР— героический реализм. Можно полагать, что стиль героического реализма придет, как свое
образное сочетание реализма с романтикой. Стиль героического реализма есть неореализм, впитавший трепет революционных молний, динамический, „штурмующий небо“.
Победоносная пролетарская революция одной из своих задач ставит, чтобы массы овладели искусством. „Искусство принадлежит народу11,—говорил Ленин. „Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими . Обращенный к художнику этот завет Ленина дает лозунг—„искусство в массы1 .
Лозунг эстетов — „искусство для искусства . Под видом формалистских задач они стремятся отделить искусство от революции, отдать его в монопольное пользование искус
ствоведов, для „народа же можно, по их мнению, удовольствоваться суррогатом, искусством второго сорта, искусством „для масс . Мы отметаем эти правые, реакционные лозунги. Но равным образом—в данный период времени — мы отвергаем, как левую, пустопорожнюю фразу, и лозунг „искусство масс ... В то время как мы болтали о пролетар
ской культуре и о соотношении ее с буржуазной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже с буржуазной культурой дела обстоят у нас очень слабо. Это служит грозным предостережением и упреком по адресу тех, кто витал и витает в эмпи
реях „пролетарской культуры . Приведенные слова Ленина целиком могут быть отнесены к тем, кто в настоящее время витает в эмпиреях измышленного в учрежденческих кабине
тах „искусства масс . Наша задача способствовать созданию таких условий; в которых сами массы, приобщаясь к художественной культуре, могли бы выдвигать из своей среды талантливый, пролетарский и крестьянский художественный молодняк.
Упорная борьба АХР на два фронта—с эстетами,, отрицающими революционную целеустремленность искусства, и с фразерами „левого ребячества , отрицающими изо-искусство и станковизм, как консервативный, антиреволюционный вид художественного творчества, в значительной мере расчистила пути революционному художнику, уяснила задачи творче
ства и облегчила творческую работу художническому молодняку. Трудности, стоящие перед советским художником, и сравнительно небольшие его достижения об ясняются, как говорилось на диспуте о судьбах русской интеллигенции 10 марта 1925 г. в Москве в Большом зале консерватории, тем, что „в лоне буржуазного общества мы вызреваем, как поли
тически организованная сила, но отнюдь не вызреваем, как культурная сила . Пролетариат взял власть, не овладев предварительно искусством, наукой, ибо в буржуазном обществе пролетариат—„неимущий и обездоленный класс , а потому своей культуры он создать не может. В эпоху революции рабочий класс и революционные крестьяне были заняты „изме
нением мира , а не „об яснением , не претворением его в художественные образы. К тому же в момент непосредственной решительной борьбы наиболее активные, передовые худож
ники ушли в ряды армии борющегося пролетариата,—„арена искусства заполняется лишь людьми менее активными, оторванными, изолированными от жизни и борющегося класса. Такое положение мы переживали на протяжении первых лет революции *).
В то время как в области индустриальной техники мы имеем уже период реконструкции, в области искусства мы только-только подходим к концу восстановительного периода. Самая задача „догонять Европу в области индустриальной техники
*) Варейкис И. „О нашей линии .

ОТ РЕДАКЦИИ