искусство

ассоциации

Xудожников

революции

ИЮНЬ 1930 № 6 (14)

ИСКУССТВО К XVI СЪЕЗДУ ВКП (б)

Правильная ленинская линия, проводимая нашей партией на основе борьбы на два фронта, против правого уклона, как главного и основного в данной обста
новке и «левых» загибов, объективно помогающих ему, обеспечила величайшие достижения на фронте со
циалистического строительства в городе и в деревне. Социалистическая индустриализация страны и коллек
тивизация сельского хозяйства, сопровождающиеся небывалым подъемом культурного уровня широчайших масс трудящихся, создают самую благоприятную об
становку для развития искусства, для превращения его в орудие социалистической реконструкции всей нашей жизни.
На практике же искусство отстает от темпов социалистического строительства, а работники искусства еще не осознали полностью необходимости перегруп
пировки своих сил и равномерного их распределения по всем участкам обслуживания возросших культурнобытовых потребностей широчайших масс трудящихся. Только сейчас искусство, вступая на этот путь, обеспечивает себе тем самым правильную классово целеустремленную зарядку, ведущую к созданию пролетарского искусства.
«Успешный ход выполнения пятилетнего плана развития промышленности, решительный поворот бедняцко-середняцких масс к социализму, усиление наступления на капиталистические элементы и переход к политике ликвидации кулачества как класса на базе сплош
ной коллективизации вызвали обострение классовой борьбы внутри страны»... (из тезисов доклада тов. Куйбышева на XVI съезде ВКП(б).
На основе этих процессов мы имеем развертывание классовой борьбы и на идеологическом фронте, в области искусства в целом и в области пространствен
ных искусств — живопись, скульптура, архитектура,
производственное искусство — как одном из участков последнего.
Усилившаяся здесь за последние годы классовая диференциация вызвала оживление и сопротивление буржуазных группировок художников (общество «Че
тыре искусства», «Репинцы», «Куинджисты», «Мао». «Лао», «Жар-Цвет» и др.). Диференциация в попутническом лагере диалектически привела к консолидации право-попутнических элементов (в основном обще
ство «ОМХ», образовавшееся в результате слияния «Бубнового валета» и «Маковца», Общество совет
ских художников — «ОСХ», составившееся большей частью из исключенных и ушедших во время чистки из АХР и др.). В противность этому из среды попутчиков начали выделяться группы с большими или меньшими колебаниями, старающиеся приблизиться в своем творчестве к позициям пролетариата. Это же вре
Одиннадцатая выставка АХР П929* гТд происходившая в период обострившейся классовой борь
бы в стране, показала, что Ассоциация действительно стала на путь отыскания этих новых средств выра
жения нового социального содержания и обнаружила глубокие процессы классово-творческой диференциации в АХР среди художников-попутчиков. Третий пленум Центрального совета (декабрь 1929 г.), несмотря на сопротивления некоторой его части, заострил политические задачи, стоящие перед Ассоциацией, и призвал ее, как передовой отряд изо-работников, к непосредственному осуществлению генеральной линии партии. Пленум выдвинул ряд мероприятий по линии связи с широкой рабочей массой (шеф
ство над рабочими клубами и фабрично-заводскими предприятиями, создание ударных ахровских бригад и т. д.); наконец закончившаяся чистка АХР (май 1930 г.) ставит перед организацией задачу дальнейшей пролетаризации его рядов, политической активизации его членов и углубление и обостроение формаль
но-творческого языка. Все это возможно только при условии самого решительного дальнейшего развертывания самокритики.

ЖУРНАЛ

быта.
мя характеризуется и выходом на арену изо-искусства пролетарских кадров в АХР и других организациях, ведущих решительную борьбу с правым сектором и развивающих политико-воспитательную работу среди попутчиков, консолидируя таким образом, пролетар
ские и близкие пролетариату силы на фронте изо-искусства.
Ассоциация художников революции, занимающая сейчас руководящие художественно-политические позиции в области изо-искусства, с первого момента своего существования (1922 г.) поставила своей задачей служение делу пролетарской революции искусством, понятным широчайшим массам трудящихся.
Являясь в тот период одной из первых и основных попутнических организаций, АХР был вынужден прибегать к заимствованию средств своего выражения, главным образом, у передвижничества, что и приводило в большинстве случаев к пассивному протокольному отображению жизни в его произведениях.
Переход к реконструктивному периоду привел АХР к необходимости крутого поворота в сторону активи
зации своих общественно-творческих путей, что и было осуществлению на первом съезде АХР (1928 г.), при активнейшем участии пролетарской молодежи, во
шедшей на съезде в АХР. На этом же съезде была принята новая декларация с классовой пролетарской установкой, выдвинувшая одной из основных задач участие художников в худоя^стмннйй реконструкции