Проводником этой новой общественно-художнической установки АХР является орган Ассоциации журнал «Искусство и массы».
Считая вслед за Лениным, что «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре... Пролетар
ская культура является закономерным развитием тех запасов знаний, которые общество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего об
щества...», АХР стоит за критическое усвоение всего культурного наследства, понимая под этим не
только учебу у мастеров прошлого, но и преодоление их культуры, как культуры помещичьей и капиталистической, для создания своей пролетарской культуры.
О стиле пролетарского искусства мы еще не можем пока говорить, как о чем-то уже найденном, пролетар
ский стиль в искусстве, на сегодняшний день, пока еще
проблема. Но мы знаем, что основной формой нового искусства будет реализм, основанный на диалектическо-материалистическом мировоззрении пролетариата.
Мы знаем, что, в конечном счете, форма неразрывна с содержанием, но движущим началом в этом единстве является содержание и, лишь ухватившись за «звено» содержания, можно итти к пролетарскому искусству.
Борясь с буржуазными художественными группировками, с врагами справа, как основными, журнал в то же время борется и с «левыми» фразерами и загибщиками в области искусства.
АХР за внедрение новых художественных кадров в промышленность, за производственное искусство, как могучий фактор создания социалистического быта, за революционную агитацию и пропаганду средствами изобразительного искусства. АХР против аполитич
ности в искусстве, против преобладания станковизма в нем, против мещанских вкусов, против рутины хозяйственников.
Диференциация среди работников искусства, возникшая на основе обострившейся классовой борьбы, выдвижение новых пролетарских кадров, расширение сферы участия искусства в реконструкции жизни и ряд других не менее важных проблем на данном отрезке культфронта делают необходимым выработку здесь четких партийных директив—созыв партсовещания по вопроса^ пространственных искусств.
Оно должно в первую очередь разрешить вопрос об основных линиях развития советского изо-искусства, предъявить художникам требование четкой классовой устремленности их творчества в сторону обслуживания нашей агитации и пропаганды за социалистическое строительство, в сторону художественного оформления коллективного и индивидуального быта трудящихся через внедрение технологически грамотных ху
дожественных кадров в отрасли промышленности, изготовляющие предметы массового потребления, че
рез создание и оформление центров культурной жизни— клубов, дворцов труда, изб-читален — оформление массовых празднеств, парков и др. мест отдыха.
Партсовещание должно положить предел бесплодным спорам о том, какое искусство нужнее пролета
риату: искусство ли агитирующее и пропагандирующее нашу социалистическую стройку или оформляющее наш быт. И тот и другой вид деятельности наших художественных кадров одинаково нужен и законен; противопоставление их связано либо с «левым» загибом
по существу отрицающим изобразительное искусство, и тем самым препятствующее ему стать мощным ору
дием в руках пролетариата, либо с правой практикой, пренебрегающей и недооценивающей задачу участия художника в реконструкции быта трудящихся.
Стиль нашего искусства может развиваться и складываться лишь в сотрудничестве всех видов простран
ственных искусств, как стиль, выражающий во всех окружающих нас предметах общую устремленность эпохи диктатуры пролетариата. Партсовещание долж
но направить эти поиски в правильное русло и указать, что формалисты, исходящие не из классовой устре
мленности, не из активного содержания искусства, а из недостаточно критического отношения к культурному наследству, из беспринципного новаторства, неизбежно зайдут в тупик.
Не отказываясь от терпимости по отношению к различным стилистическим направлениям, развива
ющимся на базе осознания и претворения идеологии пролетариата, партсовещание в то же время должно указать на необходимость поощрения тех из них, ко
торые обладают активно воздействующим творческим языком.
Партсовещание должно поставить нашу марксистскую критику на путь руководителя нашей художе
ственной практики, на путь изживания ею правых и «левых» ошибок.
Партсовещание должно поставить во всей остроте вопрос о подготовке пролетарских кадров как по линии профессионального, так и самодеятельного искус
ства, об организационном оформлении пролетарского сектора на фронте пространственных искусств, кото
рый должен взять на себя руководство процессом диференциации среди попутчиков и их перевоспита
нием, возглавить борьбу с буржуазным искусством и руководство реконструкцией всей художественной жизни. Лишь на основе творческих завоеваний пролетар
ский сектор сможет закрепить свое руководство и свою гегемонию.
Работа XVI партийного съезда, подводящая итоги величайшим достижениям на фронте социалистиче
ского строительства за период времени с XV съезда, осветит прожектором ярких ленинских решений дальнейшие пути пролетарской революции и явится веду
щим началом также и на культурном фронте, на фронте пространственных искусств.