ПОЧЕМУ БЕЛА УИТЦ

ПРОЛЕТАРСКИЙ ХУДОЖНИК

Художник Бела Уитц выходец из мелкобуржуазной среды. «Мои родители были крестьяне, — пишет он в своей автобио

графии. Их имущество состояло из 6 югеров на 8 душ, они были середняками». Выгнанный из средней школы за неуравновешенный характер, он сделался токарем. Но спустя несколь

ко лет бросил токарный станок и поступил в Академию хужеств в Будапеште.

Страдающая малоземельем венгерская деревня выбрасывала в город избыточные рабочие руки, не всегда находившие там себе применение. Люмпен-пролетариат и интеллигенция свободных профессий, довольно многочисленные во всех промыш

ленных центрах Венгрии, именно отсюда — из малоземелья, неустроенности и тяжелой жизни венгерской деревни — чер

пали свой беспокойный бунтарский дух, свою склонность к архи-левым течениям в искусстве и политике.

Бела Уитц пришел в Академию Будапешта мелкобуржуазным бунтарем и революционером. Это наложило отпечаток на его учебу. Он учился у профессоров Академии — реалистов и импрессионистов, но отверг и ту и другую школы, предпочитая гпти самостоятельным путем. «Моим любимым местопребыва
нием были библиотеки, музеи, залы для собраний... Я прошел следующие этапы развития: вначале я инстинктивно и по чувству обратился к Тициану и Микель Анджело (ныне я продол

жаю ценить его); от них я пришел к натурализму \ потом к Рембрандту, а также к Марейсу; затем от Рембрандта к Гойя и Греко, от Греко к Сезанну, и наконец от Сезанна к кубо-футуризму и к экспрессионизму. Это было в промежуток времени от 1912—1919 гг.» (Бела Уитц — «Автобиография»),

Таков долгий и, конечно, далеко не прямой путь, который проделал Бела Уитц, прежде чем подошел к пролетарскому искусству. На анализе этого пути нужно остановиться несколько подробнее.

Сам художник, оглядываясь на пройденный путь, заявляет: «Моя деятельность в искусстве распадается на два периода;

а) время, когда я еще не понимал роли классов и б) когда проблема классов уже встала передо мной».

А по Павлу Новицкому, наделавшему в своей небольшой работе о Бела Уитце очень много больших ошибок, дело происходило приблизительно так: заранее решив сделаться проле

тарским художником. Бела Уитц «прошел школу буржуазной художественной культуры не как подражатель и эпигон, но как революционер и борец. Он выбирал сознательно и муже

ственно только то, что может пригодиться в пролетарском культурном хозяйстве». Конечно, все это является чистейшей воды сочинительством.

Не понимая роли классов, художник не мог «сознательно выбирать» (!) «только то» (!), «что может пригодиться в пролетарском культурном хозяйстве». Изображая дело таким образом, тов. Новицкий смазывает диалектику перехода к пролетарскому искусству от искусства мелкобуржуазного.

Выходцу из мелкобуржуазной среды далеко не так просто и не -так легко удается преодолеть силу традиций, связи, на

выков, среды. Отсюда мучительные поиски, колебания, метания и шатания прежде, чем удается целиком и полностью выйти на верную дорогу.

Закономерен ли путь, проделанный Бела Уитцом от мелкобуржуазного к пролетарскому искусству? Для Бела Уитца —

1 Как видно, пролетарский художник в своем развитии может проходить и этап натурализма. А тов. П. Новицкий в своей статье о Бела Уитце пишет: «Он прошел мимо жан

рового натурализма». Как назвать такое искажение фактов в угоду своей теорийки?

Бела Уитц Мать

закономерен. Но это не значит, что этот путь столь же закономерен и обязателен для каждого художника. Другие мелкобуржуазные выходцы в других условиях идут (и возможно при

дут) к пролетарскому искусству совсем иными путями. Напри

мер, для крестьянской молодежи в СССР, попадающей во Вхутеины и художественные техникумы, совсем не обязательны зигзагообразные странствования по всем сомнительным «достижениям искусства последних десятилетий».

У Бела Уитца нужно учиться не его увлечению кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом, а его умению сочетать работу художника с общественной и партийной работой.

Империалистическая война оказалась пробным камнем для либеральных рабочих политиков, не выдержавших ее испытания. Вслед за ренегатством социал-демократии поддались дурману шовинизма даже такие интеллектуальные вожди радикальной интеллигенции, как Верхарн и Гауптман.

Бела Уитц не поддался дурману патриотизма. Бела Уитц примкнул к анархистам и вместе с ними боролся против войны, издавая журнал «Тат» (действие), а потом, когда «Тат» был закрыт, журнал «Ма» (Сегодня).

В это время Бела Уитц уже понял ведущую роль индустрии в революционизировании масс, хотя не стоял еще полностью на классовой точке зрения. Кубо-футуризм Бела Уитца орга

нически связан с анархическим бунтарством и также далек от пролетарского искусства, как анархизм от коммунизма. К счастью, Бела Уитц был не только теоретиком, он был практиком