„О С А“—„АСНОВА

Широко развернувшееся строительство, прогресс техники и возросшая в связи с этим роль инженерии предъявили небы
валые требования к архитектуре. Этому предшествовало искусственное подчинение архитектуры живописи (путем «украшательства»), а отсюда, следовательно, вырождение архитектуры как искусства.
Таким образом архитектура очутилась на распутьи и, подталкиваемая справа и слева, она использовывалась то сторон
никами «академизма», прикрывающими этим определением свой эклектизм, то сторонниками голого техницизма в архи
тектуре. Первые, тянувшие архитектуру назад, были крепко связаны со старыми традициями «классических» образцов, считали их непревзойденными, слепо ве
рили в них и совершенно игнорировали то новое, что ставилось перед архитек
турой в связи с совершенным прогрессом в технике. Последние, отрицая роль искусства в сооружении, искали лишь технические пути, выдвигая на первый план проблему материала.
Эти две крайние группировки разбили существовавшую до сих пор единую архи
тектуру на две части: художественную и
Соколов (ОСА)«Гостиница
Проэкт небоскреба на площади Дзержинского
инженерно-техническую. Отсюда, конечно, и следовало разделение подготовки и соответствующих строителей. С одной стороны, существует художйик-архитектор, а с другой — инженер-устроитель.
Вот основные предпосылки того ненормального положения, которое еще до сих пор возбуждает споры вокруг вопроса о роли архитектуры в строительстве и
играет немаловажную роль в диференциации художников, архитекторов, строителей и инженеров в различные архитектурные общества.
Переходя к обзору этих обществ, следует сделать некоторые предварительные замечания: первое — что, возражая против сторонников эстетизма в архитек
туре, а равно и глашатаев инженерии, мы стоим на точке зрения учета и увязки эстетической и инженерной стороны в архитектуре.
А второе, — что разбор принципиальных споров в архитектуре рассматривает
ся нами, как факт, обусловленный жизнью и имеющий корни в разных социальных категориях и их психо-идеологических установках.
Вот с этой точки зрения давайте разберем типичные архитектурные организа
ции, характерные своими идеологическими и формальными взглядами на архитектуру.
Начнем с характеристики ОСА (Общество современной архитектуры), наиболее крупного и представляющего большой интерес в смысле пропагандирования конструктивизма. Прежде чем перейти к характеристике его идеологических установок, коротко скажем об истории этого общества. Будучи связанной в 1920/21 г. с передовой голландской архитектурой и пропагандирующим его чешским журна
лом «Стауба» и в 1922 г. с журналом «Вещь» и с направлением «вещизм», ОСА унаследовала от них и идеализацию кон
струкций механической вещи (пароход, автобус и т. п.), основанные исключительно на принципе целесообразности.
Провозглашая конструктивизм, как протест, реакцию против декоративных принципов архитектуры дореволюционного пе
риода, ОСА в настоящее время исходит исключительно из узкого практицизма,