им самим, и держать тех учеников только 7 лет. И того смотреть накрепко, не токмо для своей им компанейщикам, но и для государственной прибыли, дабы российской народ оной фабрике обучались с прилежанием. А ежели кто из тех учеников до урочных лет на другие заводы или куда
ни на есть сбегут, и кто ведая их будет держать, и тех беглых ловить, и приводить куда надлежит, и чинить оным беглецам наказанье, и отдавать
им компанейщикам без задержания. А кто оных будет держать, и те их беглые ученики тое фабрику у них производили, и на таких править штрафу за всякаго человека по 100 руб. на год, из онаго на государя
треть, доносителю треть, в компанию треть. Той же компании не токмо для своей, но и для посторонних фабрик, приложить труд о крашении и тиснении сукон и о стрижении и о валянии и воршении. Понеже в России
мануфактура еще вновь заводится, и уже, как видно с помощью божиею,. некоторые из российскаго народа трудолюбивые и тщательные ко оной фабрике шерсть прясть и ткать научились, — а красить, и лощить, и гла
дить, и тискать, сукон пристригать, и ворсить еще необыкновенны, и для того всех тех мастерств договариваясь с мастерами обучать из россий
ского народа безскрытно, дабы в России такого мастерства из российских людей было довольное число. А которых мастеров при том суконном деле ныне нет, >и таких оной компании из иноземцев добраго мастерства и принадлежащие инструменты выписать самим. А для посторонних фабрик,
к крашению и прочей отделке, сделать всякому мастерству особыя места; а за работу с той фабрики с фунтов, или с штуки, с аршина с посторон
них определить брать той компании по своему разсмотрению, но токмо в возвышении за оное цены обиды и жалобы отнюдь бы не было. А для валяния сукон при оном заводе мельница уже есть. К тому же заводу красок и прочего что принадлежит, как русских, так и иностранных, всегда быть у них довольному числу, а паче произъискивать российских красок,
которыя уже найдены, и в действо происходили, а именно: корень морена, червец, Яблоновой лист, травы: дрок, зеленка, душица и прочия тому подобныя; а которых трав или коренья к тому крашению в России сыскать не можно, и такия в чужих странах покупать семенами, и оныя в городах, или где возможно заводить самим же, дабы конечно пробавляться российскими красками без вывоза из иностранных государств. И о том в губер
нии и провинции, его великаго государя указы посланы, а компанейщикам дана привиллегия.
ПСЗ, т. VI, стр. 136—138, № 3526.
3. 1720 г. февраля 27. — Приговор Берг-Коллегии о срочной высылке в Москву с нарочными назначенных к Суконному Двору „компанейщиков“.
Февраль 720 год числа 27. По указу великого государя генерал фельдцейхместер, кавалер и Берг-Каллегии президент Яков Вилимовичь Брюс и тайной советник барон фон Любрас и ассесоры, слушав выше