ПРЕДИСЛОВИЕ.
Въ первый разъ я познакомился съ такъ называемыми, „марксизмомъ“ относительно очень давно, а именно въ
1892 году. Я былъ въ то время еще очень молодъ. Столь раннія знакомства не всегда оказываются прочными, въ J7 лѣтъ человѣкъ еще далеко но готовъ и можетъ претерпѣть самыя неожиданныя измѣненія.
Въ данномъ случаѣ было не такъ. Вмѣстѣ съ моимъ умственнымъ ростомъ росли и мои марксистскія убѣжденія. Само собой разумеется, у меня постоянно возникало много различнѣйшихъ вопросовъ, сомнѣній, недоумѣній; однако всегда такъ случалось, что изъ всѣхъ испытаній марксистскія мои убѣжденія выходили все болѣе и болѣе упроченными.
На иные вопросы и сомнѣнія я находилъ вполнѣ удовлетворительные отвѣты при болѣе внимательномъ знакомствѣ съ произведеніями самаго Маркса и его школы, на другіе мнѣ приходилось отвѣчать болѣе самостоятельнымъ путемъ.
Марксизмъ былъ для меня не только определенной общественной доктриной, но цѣлымъ міросозерцаніемъ. Сочетаясь естественно и гармонично съ эволюціоннымъ и монистическимъ научнымъ міровоззрѣніемъ, осмысли
вая его, связывая его съ вопросами жизненной практики— марксизмъ былъ настоящимъ свѣточемъ, центральнымъ пунктомъ моего самосознанія.
Но какъ я уже сказалъ, на нѣкоторые вопросы я не находилъ непосредственнаго отвѣта въ марксистской литературѣ. Разрѣшить эти вопросы въ духѣ общаго моего міровоззрѣнія, дать на нихъ отвѣты, которые бы есте
ственно примыкали къ моимъ основнымъ марксистскимъ точкамъ зрѣнія—такова была существенная потребность, настоятельно мною испытывавшаяся.
Каковы же были эти вопросы?