рода разбросаны подъемные вышки, указывающие на стройку новых домов, да и напротив нас находится грандиознейшая из строек страньг. Здесь, на месте сне
сенного храма Христа, идет подготовка площадки Дворца советов. На этом месте, на территории Алексеевского монастыря были найдены некогда арабские монеты — диргемыі IX в. — находка, свидетельствующая
о ранних торговых сношениях жителей здешних мест.
Напомним читателю историю двух строительств, двух архитектурных памятников разных эпох. Свою победу над армией Наполеона, оставившей на полях России после жестоких морозов и голода 90% своего состава, Александр I решил отметить постройкой грандиозного храма —• памятника «отечественной» войне. Талантливый проект Витберга, предложившего построить храм на склоне Воробьевых гор, был отвергнут в 1828 г., после , пяти лет строительных работ.
Постройка возобновилась 18 лет спустя на месте снесенного Алексеевского монастыря, іна Пречистенской набережной. Храм был построен по проекту придворного’ архитектора Тона — типичного представителя казенного стиля николаевской России, в которой основными «новостройками» были казармы, храмы и гауптвахты. Храм был закончен в 1883 г.—он, строился десятилетия.
Храм представлял собой богатую, іно безвкусную подделку под храмы древней Руси и Византии. Около храма, на прекрасной, многоярусной набережной был воздвигнут тяжеловесный и бездарный, памятник Александру III, -около которого дежурили старики-грена
деры в огромных медвежьих шапках. В мае 1920 г. на месте снесенного памятника, в присутствии В. И. Ленина, был заложен памятник «Освобожденному труду».
В 1932 г. храм был снесен. Здесь будет сооружен Дворец советов, тот грандиозный Дворец, о котором говорил товарищ Киров на I с’езде советов СССР в 1922 г.
К первой стадии работ над проектами Дворца советов были привлечены представители всех архитек
турных школ. іВ 1932 г. они сдали на конкурс около 300 проектов и предложений: от храмов Аттики до дворцов :в форме земного шара или колоссального трактора. Ни один проект не был принят как окончательный. Три первых премии по 12 тыс. руб. были присуждены Иофану, Жолтовскому (Москва) и Гамиль