ПОЛИТИКО-САТИРИЧЕСКАЯ ГРАФИКА
1905 года.
В России никогда не было такого расцвета политической карикатуры, как в 1905 —1906 гг. Но, если говорить о карикатуре в целом, то в этой
области были замечательные мастера и в XIX в. Попытаемся совсем краткпроследить историю русской карикатуры до 1905 г.
Трудно согласиться с П. Дульским. утверждающим, 1 что появление русской карикатуры относится к эпохе народных картинок XVII в. Русские народные картинки целиком заимствовались с западных оригиналов, с немец
ких, голландских и Французских оригиналов. Их можно рассматривать, как особый вид русской иолиграФии, как явление граверного искусства (оно было очень примитивно, но в производственном отношении вполне национально). Но едва ли можно считать народные картинки источником русской карикатуры. Только в эпоху Александра I появилась самостоятель
ная карикатура. Возник «Журпал Карикатур на 1808 г.», издателем и глав
ным иллюстратором которого был «отец русского жанра» А. Г. Венецианов. На страницах этого журнала появился весьма дерзкий по тому времени рисунок «Вельможа», изображающий спящего в объятиях женщины сановника, которого тщетно дожидаются в приемной просители. «Журнал Кари
катур» представляет чрезвычайную редкость. Д. А. Ровинский, Сопиков и Геннади не имели случая ею видеть. В. А. Верещагин предполагает, 2 что издание ограничилось одним выпуском. Сопиков и А. Успенский утверждают (и за ними II. Дульский), что «Журнал Карикатур» вышел в трех выпусках.
А. Венецианов выпустил вместе с И. Теребеневым серию карикатур на темы войны 1812 г. Особенно много сделал в этом направлении Теребенев,
выпустивший 43 листа, имевшие огромный успех. Множество литографий сатирического характера исполнил А. Орловский, впоследствии выступил
В. Тимм, участвовавший в «Листке для светских людей» (1839 — 1844) и др.
Этот журнал и появившийся за ним «Ералаш» Неваховича (1846 — 1849) были довольно остроумны в своих сатирических выпадах. Далее следует
период затишья, продолжавшийся до крымской войны 1854 г., когда вновь появилась патриотическая юмористика, главными героями которой сделались Наполеон III и Пальмерстон. Их многократно изображал Н. Степанов
1 «Графика сатирических журналов 1905 — 1906 гг.» Казань, 1922. 2 «Памяти прошлого СПБ.», 1914,