д. н. овсянико-куликовский.

не знал, но он был твердо уверен в своем великом призвании и не сомневался в том, что очень скоро определится та деятель
ность, для которой он предназначен. А между тем какой-то инстинкт толкал его в сторону литературы. Он привез в Петербург свой первый опыт, начатый еще в Нежине и окончен
ный осенью 1828 г. Это была идиллияв стихах «Ганц Кюхельгартен».
В настоящее время уже не может быть сомнения в том, что r этой «идиллии» Гоголь воспроизвел свои личные чувства и настроения. «В ней, говорит Н. А. Еотляревски й,— бесспорно были самые свежие воспоминания и намеки на соб
ственные думы и впечатления, что, между прочим, поттверждается сходством некоторых строф этой идиллии с письмами Гоголя последних лет его лицейской жизни» х).—Как в то время,
гак и позже (не будет ошибкою сказать: всю жизнь) Гоголь периодически испытывал непреодолимое стремление—бежать, вырваться из привычной обстановки, подняться с насиженного
места и пуститься вдаль, чтобы скитаться по свету и изведать новых впечатлений. В таких случаях нам невольно вспоминаются вещие слова из ХІ-ой главы 1-й части «Мертвых душ»: «Какое
странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога!..»
Герой идиллии, Ганц Кюхельгартен, счастливый жених прелестной Луизы, дочери старого пастора, бежит от своего счастья, бросает невесту, покидает мирную жизпь патриархального немецкого городка, влекомый неудержимым стремле

нием вдаль. Он отправляется странствовать. Его манят чудеса

природы и искусства; он стремится посетить Элладу и унестись мечтою в ее славное прошлое. Через два года он возвращается,
разочарованный в своих стремлениях и силах. Он состарился душой, убедившись в том, что тот, кто не призван к великому поприщу, должен спокойно сидеть на месте, довольствуясь скромной долей и тихим счастьем. Он успокоился, отказался от романтических грез и нашел свое счастье в браке с Луизой... Такова история Ганца. Но не такова будет история Гоголя: вечный странник, вечный искатель «великого поприща», которое ему предопределено, он проживет свою жизнь «бессемей
ным путником», не помышляя о тихом счастье, об уюте мирного безвестного существования...
Вскоре по приезде в Петербург Гоголь издал этот юношеский опыт под псевдонимом Алова 2). Неблагоприятные отзывы критики (Полевого, в № 12 «Моск. Телеграфа» 1829 г.
1) «Н. В. Гоголь», Н. Котляргвского (Спб. 19 3), стр. 10—11. Здесь же Н. А. Котляровский говорит, что В. П. Шенрок дал убедительные примеры таких совпадений («Материалы для биогрсфии Гоголя», I, 169) и тем самим решил вопрос и об оригинальности «Ганца».
2) «Ганц Кюхельгартен», идиллия в картинах. Соч. В. Алова. С -Петербург,
1820 г.