ВВЕДЕНИЕ
Происхождение издаваемого впервые целиком „Сказания обстоятельно выяснено проф. Е. Ф. Шмурло в сборнике „Россия и Италия .1 В 1570 г. папа Пий V и Венецианская республика вознамерились привлечь московского царя к антитурецкой лиге. Посредником между папой и республикой, с одной стороны, и Иваном IV, с другой, был избран польский нунций Портико. И вот, когда он собирался уже ехать в Московию для переговоров с царем и для обращения его в като

личество, в Польшу явился бежавший из московского плена

некий Альберт Шлихтинг и насказал сперва устно, а потом и письменно таких ужасов про жестокость Ивана, что у нунция пропала всякая охота к поездке. Он немедленно послал доклад Шлихтинга, написанный им для Сигизмунда Августа, в Рим, и там это сообщение произвело также сильное впечатление. Пий V написал Портико следующее:2 „Мы ознакомились с тем, что вы сообщали нам о московском государе; не хлопочите более и прекратите сборы. Если бы сам король польский стал

теперь одобрять вашу поездку в Москву и содействовать ей, даже и в этом случае мы не хотим вступать в общение с та

кими варварами и дикарями . Таким образом, всякая мысль о переговорах с Московией была оставлена.
Поразившее католический мир сообщение Шлихтинга сохранилось в Ватиканском архиве среди бумаг Портико.3 Довольно обстоятельный обзор его содержания дал Е. Ф. Шмурло,4
1 T. II, вып. 2, СПб., 1913, стр. 227 сл.
2 За отсутствием оригинала цитую по переводу Шмурло, о. с., стр. 236.
3 Из статьи Г. В. Форстена „Архивные занятия в Берлине, Дрездене и Мюнхене (Журн. мин. нар. проев., 1886, № 5, стр. 38) видно, что „Сказа
ние имелось и на немецком языке (Еіпе kurtze Erzelung von des Moskowitischen .Tyrannen Basilij selten und grausamen Tyranischen Regiments — в Мюнхенском архиве).
* О. с., стр. 249—257.