женные над дверьми. Даже при окраске стен выбор тонов и расположение окрашенных поверхностей увязываются с пропорциями и высотою помещений, а также и со степенью интенсивности освещения стен.
Экономия в использовании жилой площади здесь доведена до максимальных пределов.
Устройство просторных чуланов в полуподвалах и на чердаках дает возможность освобождать жилые комнаты от излишних домашних вещей.
В квартирах имеются стенные шкафы из расчета не менее одного на комнату. Размер и площадь кухни поставлены в зависимость от характера очага (газовый, дровяной или угольный), а также и в зависимость от наличия различных кухонных приспособлений. Площадь стандарт
ной кухни во франкфуртском строительстве, обслуживающая одну хозяйку, доведена до 4,00 и менее кв. метров. Чтобы уменьшить по
тери в полезной площади, отказываются от сквозного прохода при лестницах в первом этаже. Входы в лестничных клетках в этом
случае устраивают со стороны внутренних дворов.
Заграничный проектировщик очень много работает над тем, чтобы предоставить жильцу в новом доме максимум удобств. Предусматри
ваются такие «мелочи», которые на первый взгляд как-будто бы и не должны заслуживать особого внимания. В этом отношении, надо сознаться, мы сделали еще очень мало.
Перейдем к материалам, которые применяются в заграничном жилищном строительстве. Кирпич преобладает над всеми остальными ма
териалами. При этом он выпускается здесь по качеству и цене в нескольких сортах. Комбинация этих сортов дает воможность удеше
влять строительство. Па ряду с обыкновенным кирпичом широко применяются в соответствующих местах постройки красный и синий клин
керный кирпич, фасонный кирпич со сквозными отверстиями, пористый и пустотелый кирпич,
черепица для крыши и керамиковые элементы для вентиляционных и дымовых каналов. За последние годы в строительство начинают внедряться искусственные камни: шлако-цементные, пемзо-бетонные, шлако-бетонные, газо-бе
тонные и т. д. В качестве тепло-изоляционных материалов употребляется торфолеум, герак
лит, газо-бетон и т. п. Искусственные теплые полы получили широкое распространение в Западной Европе. На ряду с повсеместным упо
треблением черепицы для кровли применяется за последнее время новое американское нержавеющее железо «Армко», более дешевое по сравнению с черепицей. В области санитарно-технического оборудования обращают на себя особое внимание шведские радиаторы из штампо
ванного железа. Широкое применение их в Швеции дает значительное снижение стоимости установок отопительной системы.
Поставив перед собой задачу на месте постройки только лишь монтажировать здание, даже без применения внешних лесов, на Западе уделяется много внимания массовому за
водскому производству стандартных изделий,
полуфабрикатов и отдельных конструкций, а также механизации заготовки и обработки строительных материалов. Даже известковый раствор заготовляется заводским способом и доставляется на места построек по требованию, как и всякий материал. Такой способ снабжения изделиями и материалами «по первому тре
бованию» с завода, без отказа, значительно удешевляет постройку. Нет здесь излишней, чрез
мерной загрузки строительного участка; не нуж
на тут значительная охрана; не занимаются здесь «перетаскиванием» материалов с места на место и т. д.
В отношении механизации производства работ необходимо отметить, что механизмы в том
или другом виде заменяют почти все трудовые процессы по передвижению тяжестей как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. На нашем строительстве большинство механизмов за последнее время уже освоено тех
ническим персоналом и рабочими, хотя это освоение, к сожалению, еще не дает нам значительного экономического эффекта.
Каковы же общие выводы из всего сказанного?
По примеру Западной Европы, необходимо срочно и серьезно заняться выработкой стан
дартов как основных строительных материалов, так и отдельных элементов зданий. Промышленность строительных материалов должна, наконец, привлечь к себе соответствующее внима
ние и пойти быстрым темпом по пути прогресса.
Следует пересмотреть существующие нормы для устранения излишней прочности конструкций, применяемые в нашем строительстве. Необходи
мо привлечь к строительству внимание широких масс трудящихся путем устройства как местных выставок, так и центральных по жилищ
ному строительству. Вопросам рационализации жилищного строительства надлежит уделить са
мое серьезное внимание. Желательно к этому делу привлечь инженерные силы и рабочих в порядке организации соответствующего общества, поставив его в такие материальные условия, которые дали бы ему возможность выполнить поставленную задачу.
Н. ПОПОВ-СИБИРЯК.