За большевистский порядок в строительном деле

«Вопросы строительства всегда были у нас не только хозяйственными вопросами, но и вопросами политики. И это понятно. Завтрашний день социализма зависит прежде всего от успехов строительства, которое мы ведем сегодня» (Молотов. Из речи на сове
щании по вопросам строительства в ЦК ВКП(б) 14 декабря 1935 года).
Советский Союз осуществляет невиданную в мире гигантскую строительную программу. По сталинскому плану индустриализации, вопреки проискам гнусных троцкистско-бухаринских бандитов, построены и строятся новые заводы, фабрики, шахты, проводится широчайшая по размаху работа по коренной реконст
рукции городского хозяйства Москвы, Ленинграда и
других городов СССР. Наши новые металлургические заводы-гиганты, тракторные и автомобильные заводы, многочисленные предприятия легкой и пищевой промышленности, замечательный московский метрополи
тен, проектируемые линии метро в Ленинграде, канал Москва—Волга, заканчивающееся строительство новых высоких красавцев-мостов через Москва-реку, тысячи новых жилых домов, школ, больниц, санаториев — все наше новое строительство страна ставит на службу социализму, для лучшего удовлетворения постоянно растущих культурных запросов и потребностей широчайших масс трудящихся.
Для того, чтобы наши успехи в строительстве были еще больше, нужно по-большевистски организовать все
строительное дело. Строители по-настоящему еще не использовали тех огромных возможностей для рацио
нальной организации дела, которые предоставляет нам социалистическое планирование. Из-за того, что ру
ководители многих строек примиренчески относятся к нарушению сроков сдачи в эксплоатацию новых заво
дов, фабрик, жилых домов, школ и других сооруже
ний, омертвляются огромные средства, отпускаемые государством на новое строительство.
Отсутствие четкой организации строительных работ, неупорядоченность проектного и сметного дела и финансирования строек, расхлябанность и чиновничий подход к работе со стороны отдельных руководителей трестов привели к тому, что у многих строительных организаций выработалась своеобразная при
вычка к невыполнению государственных планов. На стройках надо ввести такой же большевистский поря
док, как и на наших промышленных предприятиях, где нарушение государственной дисциплины, сметы, графика, невыполнение в срок установленной программы считается позором.
Постановление Совета Народных Комиссаров «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядо
чении финансирования строительства» кардинально упорядочит, внесет большевистский порядок и организованность во все строительное дело.
В постановлении Совета Народных Комиссаров указано, что «Одним из основных недостатков проектно
сметного дела промышленного строительства является чрезмерная громоздкость технических проектов и смет, приведшая к резкому увеличению их объемов и перегрузке большим количеством ненужных деталей, что крайне усложнило их составление, проверку и оформление». Строительные организации свыклись с чрезмерной громоздкостью проектов и смет, усложненных ненужной детализацией, с отсутствием твердых норм проектирования и повседневного государствен
ного финансового контроля за ходом строительства. Строительные организации игнорировали важнейшие технико-экономические вопросы проектирования, что приводило к гигантомании, разбросанности и разобщенности цехов строящихся заводов и фабрик, к большим излишествам во внутреннем и внешнем оформлении зданий промышленных предприятий. Эти изли
шества, удорожающие и затягивающие строительства, в той или иной степени присущи многим проектам
промышленных предприятий. Так, проект комбината цветной печати на Ярославском шоссе, запроектиро
ванный проф. И. А. Голосовым и арх. Π. П. Антоно
вым, дающий в общем правильное и в то же время простое решение архитектуры полиграфического предприятия, предусматривает дорогие и совершенно
ненужные для данного типа сооружения оконные переплеты фигурного рисунка. В этом же проекте недостаточно обосновано применение исключительно цементных растворов, не экономично так же и применение железобетонных перемычек оконных проемов.
Излишества в отдельных проектах промышленных предприятий выражаются в применении для наружной облицовки полированного гранита, мрамора, установки скульптур и других украшений. Совет Народных Комиссаров запретил применение в зданиях промышленного типа дорогих отделочных материалов, а так
же сплошной внутренней штукатурки в цехах, если это не вызывается требованиями технологического процесса. Такого рода работы будут производиться только в том случае, если на это будет соответствующее разрешение народного комиссара.
Совнарком предложил наркоматам в двухдекадный срок дать указания своим проектным организациям о запрещении применения дорогих отделочных материалов, более экономичном решении генеральных планов предприятий, сокращении размеров вспомогательных и подсобных цехов, зданий и сооружений, разработке основных типов промышленных зданий, стандартизации элементов зданий, сокращении завышен
ных норм административно-конторских и бытовых помещений. Это положит конец бесцельному расходо
ванию огромных государственных средств на ненуж
ное внешнее оформление промышленных зданий и другие излишества и позволит ускорить ход строительства и ввод зданий в эксплоатацию.
Из-за неналаженности и неупорядочения проектного и сметного дела проекты и сметы зачастую запаздывали, что приводило к бесконтрольности, к ра
боте без проектов и смет. Враги народа, долгое время
гнездившиеся в проектных организациях, широко пользовались неупорядочением проектно-сметного дела на строительстве в своих вредительских целях, омертвляя те огромные народные средства, которые государство вкладывает в строительные работы. Совет Народных Комиссаров утверждением «Инструкции по составлению проектов и смет по промышленному строи
тельству» и рядом мероприятий по улучшению проектно-сметного дела наводит большевистский порядок на этом важнейшем участке строительства.
Совнарком положил конец разнобою в сметном деле, предложив всем ведомствам применять как обязательный, разработанный Наркомтяжпромом и ут
вержденный правительством, справочник укрупненных сметных норм на общестроительные работы. Внесен точный порядок в дело финансирования строительст
ва. Финансирование будет проводиться на основе утвержденных Совнаркомом правил в полном соответ
ствии с фактически выполненными строительными работами по расценкам, предусмотренным сметой и техническим проектом.
Огромное значение для упорядочения всего строительного дела имеет образование Комитета по Делам Строительства. Совнарком постановил: «В цепях улучшения строительного дела, внесения единства в нормирование строительства и контроля за применением установленных норм, образовать при Совете Народных Комиссаров Союза ССР Комитет по Делам Строительства». Комитет будет утверждать нормы и технические условия строительного проектирования, стандарты по строительству, стройматериалам и оборудо
ванию, сметные нормы на строительные, монтажные и санитарно-технические работы и т. д. На Комитет возпожен контроль за исполнением всеми организациями постановлений правительства по вопросам строительства и разработка мероприятий по улучшению и удешевлению строительства. Созданием Комитета вносит
ся единство и централизация в руководство всем строительным делом.
Все строительные организации должны быстро и с исчерпывающей полнотой осуществить решения правительства. Быстрая и точная реализация постановле
ний Совнаркома по вопросам строительства обеспечит успешное выполнение плана 1938 года и всей гигантской строительной программы третьей пятилетки.