Громоздкость и сложность смет создали в проектно-сметном деле совершенно недопустимую функционалку, при которой составлением смет занимаются специальные «смет
чики», оторванные от проектирования и строительных работ. В то же время проек
тировщики не занимаются составлением смет и не знают стоимости проектируемого ими строительства. В силу чрезмерной раздутости сметных материалов и загромождения их де
талями нередко при подсчетах допускаются пропуски целых конструкций и видов работ.
Нормы строительного проектирования, составленные бывшим Всесоюзным Комитетом Стандартизации, в своем большинстве устарели, а отдельные ведомства установили собственные нормы проектирования, расходящиеся друг с другом.
Существующая практика финансирования строительства Промбанком, ввиду узко фор
мального ее характера, не отвечает задачам установления должного финансового контроля за ходом постройки предприятия и соблюдения интересов государства в строительстве.
Существенным недостатком многих проектов является игнорирование важнейших тех
нико-экономических вопросов проектирования сооружений, в частности:
а) производственные и подсобные цеха промышленных предприятий размещаются в разрозненных, разбросанных на обширной территории зданиях, вместо объединения их в одном или нескольких компактных зданиях.
Преувеличенные размеры территории и разбросанность цехов приводят к непроизводительным расходам на ограждение терри
тории, ее благоустройство, к удлинению
внутризаводских путей и коммуникационных линий и к увеличению эксплоатационных расходов;
б) при проектировании предприятий не используются возможности их взаимного кооперирования, и промышленные предприя
тия часто строятся без учета возможностей увязки их с другими предприятиями района для устройства общих поселков, энерго- и водоснабжения, канализации, противопожарной охраны, транспорта, гаражей, обслуживания ремонтом и т. д.;
в) объемы и площади цехов, как правило, крайне преувеличены, вследствие недостаточно компактной расстановки оборудования и оставления ненужных резервов пло
щади для расширения цехов; проектируются
обширные конторские здания и помещения для бытовых нужд, превышающие потреб
ность в них; предприятия, предназначенные только для работы в летний производственный сезон, часто проектируются в виде капитальных сооружений;
г) большие излишества допускаются во внешнем и внутреннем оформлении предприятий (дорогостоящие облицовочные ма
териалы, декоративные колонны, барельефы, наружная штукатурка зданий, вместо исполь
зования облицовочного кирпича, ненужная во многих случаях штукатурка внутренних поверхностей и др.);
д) отсутствует типизация и стандартизация отдельных конструктивных элементов и строительных деталей (расстояний между ко
лоннами, размеров инженерных сооружений и пролетных строений мостов, размеров проемов, габаритов дверей и окон), что вы
зывает бесцельное расходование огромных средств и времени на индивидуальное, часто низкокачественное проектирование и тормозит промышленное производство строительных деталей, удорожает и затягивает строительство;
е) наконец, крупнейшим недостатком проектирования и строительства является гиган
томания, имеющая широкое распространение среди хозяйственников и строителей. Резуль
татом этого является увлечение проектирова
нием промышленных гигантов и сложных комбинатов, не считаясь с условиями места и с экономической необходимостью, что при
водит к большим затяжкам строительства, затруднениям по освоению производства и к омертвлению государственных средств.
В целях улучшения организации проектносметного дела и финансирования промышленного строительства Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
I. По техническим проектам
1. Утвердить «Инструкцию по составлению проектов и смет по промышленному строительству».
2. Предложить Наркомтяжпрому, Наркоммашу, НКОП, Наркомпищепрому, Наркомлег
прому, Наркомлесу, НКПС, Наркомводу, Наркомздраву и Наркомату Обороны, в со
ответствии с особенностями их строитель
ства, в двухдекадный срок дать проектным организациям указания:
а) О более экономичном решении генеральных планов предприятий путем компакт
ного размещения отдельных цехов и объединения производственных и подсобных цехов в общие корпуса с применением в возможных случаях многоэтажных зданий.