треннее оборудование квартир, особенно кухонь, разработать стандарты мебели и снабдить таковой новые квартиры.
Директиву правительства о снижении стоимости строительства в сезоне 1928 года на 15% от стоимости 1927 г. полностью осуществить не удалось. Точных данных о размерах фактиче
ского снижения в сезоне 1928 г. к настоящему времени еще не имеется. На основании конюнктурных данных Госплана, размер снижения определяется в 5 — 7%.
В предстоящем сезоне директива эта должна быть выполнена полностью. Однако, в значи
тельной части успешное выполнение этого задания зависит от снижения цен на строительные материалы.
По линии сокращения административно-хозяйственных расходов и за счет упрощения конструкций столь значительного снижения до
стигнуть нельзя. Между тем, в сезоне 1928 г. снижения за счет уменьшения стоимости строительных материалов почти никакого не получилось. Механизация производства строительных работ, применяемая в значительных размерах, также должна дать экономический
эффект, каковой можно подсчитать не ранее начала 1929 года. Московские строительные организации сейчас уже имеют некоторый опыт в деле механизации и от них зависит использовать его.
Вопрос об обеспечении строительства необходимой квалифицированной рабочей силой так
же с каждым годом, по мере роста размеров строительства, становится все острее. Планомерное использование имеющихся кадров строи
телей в течение всего строительного сезона
и обучение новых кадров — очередные задачи в этом направлении.
Наконец, следует упомянуть о проблеме местного транспорта. Имеющиеся у нас автогужевые перевозочные средства не удовлетворяют потребности строительства в транспорте.
Необходимость увеличения ассигнований, снижение стоимости строительства и разрешение вопросов об увеличении производства строительных материалов и обеспечение строитель
ства квалифицированной рабочей силой — это основные вопросы, которые в настоящее время стоят перед всем строительством и, в частности, перед жилищным.
В. ЖЕЙЦ.

Архитектура зданий жилищного строительства Московского

Совета

Объем и характер жилищного строительства, осущест
вленного Московским Советом, за последний период (с 1925 по 1928 г.) дают достаточные осно
вания для того, чтобы подвести некоторые итоги, путем сравне
ния определить движение и, на основе таковых, сделать предположительные выводы о тех пу
тях, по которым должно будет развиваться строительство в дальнейшем.
В 1924 г. Московский Совет, исчерпав полностью возможность увеличения жилой пло
щади за счет достройки зданий,
оставшихся перед революцией недоконченными, а также уве
личения путем переустройства зданий, ранее не предназначав
шихся под жилье, встал перед необходимостью перейти к строи
тельству в крупном масштабе. Проделанные в 1924 г. опыты с постройкой мелких, обычно, 4-квартирных в 2 этажа домиков, преимущественно кар