Парк культуры и отдыха в Москве по проектам дипломников ВХУТЕИН’а

В текущем учебном году архитектурный факультет ВХУТЕИН ’а включил в число тем дипломных работ составление проекта планировки Парка культуры и отдыха в Москве. Обсуждение архитектурно-организационных вопросов, связанных с планировкой парка и в той или иной
степени затронутых в работах архитекторов-дипломантов ВХУТЕИН’а, и является содержанием данного обзора.
Парковые и лесные массивы, расположенные по периферии Москвы (Ленинские горы, Нескучный сад, Сокольники, Останкино, парк III Интернационала и др.), предположено в плане Большой Москвы реоргани
зовать и органически связать с заселенными районами города. Эти парки должны быть рассчитаны и устроены таким образом, чтобы, по возможности, каждый городской житель мог их с удобством использовать для
1. Деспотический строй египетских царств порождает статический, геометрически орга
низованный парк, с центрально расположенным храмом, который, будучи единым цен
тром, подчиняет себе всю пространственную организацию парка
2. «Французская система» отражает феодальную струк
туру общества с ее сетью мелких феодалов — сеньоров, соподчинен
ных старшему феодалу—королю
3. Анархия и индивидуалистические
тенденции эпохи торгового капита
ла, утверждение « демократического» принципа организации обще
ства нашли свое выражение в свободной «английской» планировке
4. Поздний капитализм, в стремлении нейтрализовать классовый ха
рактер культуры, замыкает свой кру
гозор культурами прошлого, результатом чего явля
ются эклектические тенденции, а искусство планировки парков ста
новится на путь
использования старых планировочных традиций для выражения нового содержания
Схема исторического развития планировки парков (из проекта М. Мазманяна): 1) схема планировки египет
ского парка; 2) «французская система» планировки парка (Версаль); 3) «английская система» (парк Кента); 4) планировка центра «мировой» культуры «Мунданеума» по заданию Лиги Наций

В
А
Р
Х

И

Т
Е
К
Т
У
Р

Н

Ы

Х
В
У
З
А
Х
Долганов—Схема связи отдельных районов Москвы с Парком культуры и отдыха:
г. Москвы;
районов г. Москвы с парком в настоящее время;
а) схема общего роста б) схема связи отдельных
в) предлагаемая схема связи отдельных районов Москвы с парком