За сверхамериканские темпы

А. ТУРКЕНИДЗЕ

За последнее время печать неоднократно останавливала внимание советской общественности на неблагополучии со сроками строительства.

СТРОИМ МЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНО МЕДЛЕННО

Наши сроки строительства не только съедают могущую быть экономию в накладных расходах, но, главным образом, задерживают эффективность вкладываемых колоссальных средств в строительство и оборудование. Если возьмем наше промышленное строи

тельство,—чем объяснить, например, что Богомоловский на Урале и Керченский заводы строятся с 1925— 1926 года, Ганджинская текстильная фабрика, на которую израсходовано до полутора десятков миллио

нов рублей, строится 4 года, текстильная фабрика в Ленинграде строится 5 лет и т. д.

Чем также объяснить, что Свирскую электростанцию, по первым предположениям строителей, надо было выстроить в 5 лет, а затем в 4 года. Магнитогорский металлургический завод предполагалось рань

ше выстроить в 7 лет, затем в 5, теперь определен твердый план в 3 1/2 года.

МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАНОВО И КУСТАРНО

Где надо искать причины этим ненормальностям, срывающим наше социалистическое строительство?

Из основных причин мы назовем две: во-первых— бесплановость работы. Во-вторых—кустарная система стройпроизводства.

Планово ли мы работаем? Имеем ли мы производственный план на наших стройках? На большин

стве работ планов нет, а там, где они имеются, их составляют обычно формально, скорее на случай ревизии, с резервами времени на всякие «авось».

Производственные планы не являются необходимым пособием для производственника—настольным путеводителем прораба.

Строительство до последнего времени является наиболее хаотической отраслью, в смысле плановости, из всех отраслей нашего хозяйства.

В этом, прежде всего, виноваты инженерно-технические работники, не привыкшие работать по плану.

Нет твердых, проработанных, без ненужных резервов производственных планов с конечными сроками стройки, за которые производитель работ нес бы ответственность.

Необходимо потребовать составления ответственных производственных планов заблаговременно до приступа к работам не только низовой производ

ственной ячейкой, но и управлениями строительства, с четким обязательством своевременного финансиро

вания и снабжения материалами и рабсилой. С производственным планом должен быть детально знаком не только производитель работ, не только техниче

ский персонал, но и участвующие в стройке рабочиестроители.

Производственные совещания должны не только заслушивать информацию о выполнении работ, но, главным образом, прорабатывать совместно с инженерно - техническими силами производственный план

постройки, стремясь к сокращению сроков строительства, периодически контролируя выполнение плана..

Необходимо усилить действительную ответственность не только прораба, ко и ответственных руко

водителей управлений за выполнение строительства в срок.

НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СОВЕЩАНИЯХ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Там, где имеются производственные планы, таковые должны быть немедленно пересмотрены под углом сокращения сроков строительства.

Сроки строительства могут и должны быть сокращены.

Чрезвычайно ценным мы считали бы, если этот пересмотр сроков проходил на производственных

совещаниях строителей совместно с рабочими организаций-заказчиков.

Что убыстрение нашего строительства, достижение в нем американских темпов вполне возможно,— разительные примеры нам дает наш же опыт: строи

тельство Тракторстроя, сокращение на полтора года постройки Турксиба и т. д.

Вторая наиболее существенная причина медлительности строительства—наша система производства строительных работ.

Ведем мы работы не индустриально, а вручную, кустарным способом.

Здесь мы зависим и от количества рук, квалификации их, погоды, сезонности и пр.

Целый ряд строительств запаздывает из-за отсутствия достаточных кадров квалифицированных рабочихстроителей. Кустарщина в строительстве выработала и тип рабочего отходника-сезонника, связанного со

строительством только в течение нескольких летних месяцев.

ИСПОЛЬЗУЕМ ЗАГРАНИЧНЫЙ ОПЫТ

Между тем мы имеем очень интересные результаты индустриального строительства Америки.

Целый ряд комиссий, изучавших строительное производство Европы и Америки, знакомились с не

виданными для нас темпами строительства: автомобильный завод в Детройте был выстроен в 3 меся

ца, колоссальная электростанция на реке Коновинго выстроена в 18 месяцев, небоскребы строятся не долее 6—8 месяцев.

При этом характерно, что когда верхняя часть здания находится еще в процессе окончания работ,— нижняя уже эксплоатируется.

На местах производства работ в Америке вы увидите только сборку уже готовых стандартных ча

стей. Целые деревянные и металлические части сооружений привозились на участки работ, где, во

первых, не требовались массы квалифицированных рабочих и, во-вторых, сборка скелета производилась чрезвычайно быстро по заранее проработанному плану, находящемуся на руках не только инженера, но и рабочего. Кроме того, индустриальный способ стройки выработал постоянный кадр промышленных рабочих строителей.