Вопросами создания художественно-рациональной мебели для широкого потребления наша мебельная промышленность, планирующие органы, советская общественность и строители до последнего времени занимались ничтожно мало. В особенности этот упрек надо бро
сить архитекторам и строителям, считающим свою задачу законченной постройкой здания и не думающим о рациональном оборудовании его.
Помещая ниже ряд статей на тему о создании новой мебели для рабочих жилищ, редакция считает необходимым указать на следующие моменты:

необходимо найти средства и приступить к обязательному полному оборудованию рабочих жилищ одновременно с их постройкой;

должна быть установлена самая тесная связь между строящими организациями,

мебельной промышленностью и рабочим потребителем; 3

необходимо усилить теоретическую и экспериментальную разработку вопросов

меблировки коллективного жилища; 4

мебельной промышленности и строящим организациям необходимо использовать смелые искания студентов ВХУТЕИН’а. редакция.
Рабочее жилище и мебель
Вопрос о массовом снабжении рабочих жилищ мебелью в настоящее время становится актуальным в строительстве Московского Совета. Московский Совет осуществление его ставит на ближайшую очередь и предполагает в виде опыта провести в 1930 г.
За последние годы строительство Моссовета отчасти осуществляло это начинание в виде снабжения квартир стенными шкафами. Как показала жизнь, эти шкафы являются вполне целесообразным нововведением, освобождая площадь квартиры от загромождающей ее мебели, покупаемой в большинстве случаев на рынке.
Удобный размер мебели, выработанный согласно стандарта квартир, и умелое ее размещение в значительной степени помогают рациональному использованию жилой площади. Обставленная стандартной мебелью квартира или комната дает впечатление, резко отличающееся от современного жилища, которое ни в какой мере не подходит к понятию благоустроенного.
Роль окружающей обстановки на психику жильца также не подлежит никакому сомнению.
Западно-европейские образцы мебели свидетельствуют о том, что простота и целесообразность форм делают поддержание чистоты мебели и жилища работой, легко осуществимой. Разрабатываемый нами стан
дарт мебели и имеет в виду невозможность накопления пыли и тем самым полностью отвечает гигиеническим требованиям. Как правило, надо считать, что в комна
тах не должно быть ничего лишнего, поэтому количество мебели надлежит свести к необходимому минимуму.
Необходимо отметить, что в практике западноевропейского строительства кредиты, отпускаемые на капитальное строительство, заключают в себе уже и средства, необходимые для меблировки помещений. По
мимо того минимума мебели, который отпускается за счет ссуды, рабочему предоставляется возможность и право пополнить меблировку квартиры за собственный
счет отдельными предметами, выбираемыми по своему желанию, но только из числа выработанных стандартов.
По своему назначению меблировка может быть трактуема как стационарная—неразрывно связанная со стенами жилища, так и передвижная, т.-е. могущая быть при переезде вывезенной из квартиры. К первой относятся стенные шкафы, служащие для помещения верхнего платья, кухонные шкафы для посуды, откид
ные гладильные доски, вешалки в передних, откидные сиденья для раздеванья в ванных, частично откидные кровати, убираемые на день, и т. п.; передвижной же мебелью является вся остальная обстановка, т.-е. столы (обеденные и рабочие), стулья, диваны и пр.
Рабочее жилище производит ныне часто неблагоприятное впечатление, в значительной степени, из-за неудачной меблировки и неумелого распределения ме
бели, несмотря на то, что плановое решение квартиры вполне благоприятно.
Все это указывает на то, что решение Строительного комитета Моссовета о плановом снабжении рабо
чих жилищ мебелью является начинанием, которое надо приветствовать и которое в значительной степени будет способствовать улучшению бытовых условий жизни московского пролетариата.
В настоящей статье мы приводим одно из типовых решений Строительного Комитета Моссовета в части меблирования квартир по проекту художника по деревообработке И. П. Лобова.
Данный проект представляет часть секции с двумя квартирами. Первая квартира «А» имеет две комнаты:
площадью 19,88 м^2 и 16,44 м^2; предназначены они для 4—5 человек. Большая комната этих квартир служит спальней и потому включает в себе две кровати для взрослых. Эти кровати удобно располагаются вдоль стены и на день задергиваются занавесками, отчего
комната приобретает характер жилой комнаты. Между кроватями помещается высокий двухярусный гардероб с выдвижной доской, служащей ночным столиком. В верхнем ярусе гардероба имеются крючки с блоками, при помощи которых несезонное платье будет подни
маться и храниться вверху. Нижняя часть его имеет неподвижные крючки, на которые развешивается платье, часто употребляемое. Поперечное сечение гар
дероба имеет площадь 75*60 см, что дает возможность ввести в него несколько выдвижных ящиков для белья и домашней утвари. Гардероб конструируется во всю
высоту комнаты, так что верхняя его часть упирается в потолок и тем самым избавляет комнату от той пыли, которая бы конденсировалась на нем. К одной из кроватей примыкает диван, который может быть использован, как детская кровать. Мягкое сиденье с ло
котниками представляет из себя отдельный матрац, который в любое время может быть снят для чистки. На противоположной стороне комнаты находится зер
кало с туалетными ящиками и откидным столиком, приспособленным для бритья.
Кроме этих предметов и небольшого столика с необходимым количеством стульев, комната ничего не имеет. Несмотря на такое минимальное количество предметов, комната является вполне приспособленной для культурного жилья.
Вторая комната, меньшая по площади, используется как столовая и рабочая комната. Оборудование столовой части комнаты состоит из обеденного стола с уве
личивающейся поверхностью, потребного количества стульев и посудника, включенного в общий стенной шкаф. Рабочая часть комнаты располагается у окна, где имеется рабочий откидной стол, с прилегающим к
нему диваном, а с другой стороны—стойкой для книг и письменных принадлежностей. Диван имеет ту же

О

Б

О

Р
У
Д

О

В
А

Н

И
Е
Р
А
Б

О

Ч
И
Х

Ж

И
Л
И

Щ