На ряду с запаздыванием проектирования по промышленному строительству выявилась и дефицитность некоторых строительных ма
териалов: сортового и кровельного железа, белок железных, катанки, цемента, стекла, с лифы, гвоздей, пиломатериалов и балочного леса. Эта дефицитность в значительной части, по нашему мнению, объясняется преувеличенными заявками, поданными в Междуведомственную комиссию по распределению мате
риалов при Наркомторге. Когда отсутствует проект и смета по постройке, трудно составить заявку на материалы «без запроса». Заготовка материалов «про запас»—это обычное явление в деятельности наших строящих организаций. Кроме того, мы имеем основание утверждать, что баланс строительных материалов, составленный ВСНХ СССР, не полностью учел про
дукцию всей страны; не учтены и остатки строительных материалов у тех или иных организаций от прошлого строительного сезона.
Как эта дефицитность отражается на московском строительстве? Фонд для Москвы и губернии был выделен с значительным запозданием, только в январе месяце. Первоначаль
ный фюнд покрывал потребность в материалах в следующих размерах: по цементу—57%, по кровельному железу—26%, по сортовому железу—
31%, по железным балкам—20%, по катанке— 4% и по олифе—36%. Если же взять дефицитные материалы по распределению в обще
союзном разрезе, то процент удовлетворения получится значительно выше московского, а именно: цемент—63%, железо кровельное—63%,
железо сортовое—56%, балки железные—50%, катанка—20% и олифа—60%.
На одном из заседаний Президиум Московского Совета ГК и КД по вопросу об обеспечении строительства материалами постановил «до
биваться увеличения количества потребных строительных материалов, указав, что по от
дельным видам материалов положение является катастрофическим и грозит срывом строитель
ной программы». Окончательно установленный фонд дефицитных строительных материалов для строительства Москвы и губернии, со включе
нием и дополнительного отпуска, выражается в следующих величинах:
зрения подготовленности тех или иных объектов. Беспроектные объекты необходимо исклю
чить из программы строительства и перенести на следующий год. Дефицитные же материалы, забронированные за этими объектами, передать в порядке перераспределения на строительство подготовленное. Необходимо немедленно уточнить заявки на дефицитные материалы и произвести проверку наличия материалов у строитель
ных организаций с тем, чтобы излишки изъять и передать наименее обеспеченным строительствам. Надо обратить особое внимание на низкий про
цент удовлетворения потребности в катанке. Недостаток катанки может затормозить промыш
ленное строительство. Дефицит железных балок,
можно в некоторой части уменьшить использованием старых железнодорожных и трамвайных рельс. Перед инженерно-техническим пер
соналом стоит большая задача по отысканию новых конструкций и применению новых строи
тельных материалов взамен дефицитных. Надо эту работу поставить так, чтобы она дала возможность и в условиях затруднения со строи
тельными материалами выполнять намеченные программы. Экономное расходование материалов, снижение запасов прочности, борьба с хи
щениями материалов должны быть постоянной заботой техника и хозяйственника на строительном участке.
Вторым затруднением, стоящим перед строительными организациями, является недоста
точность местного транспорта по перевозке строительных материалов. Гужевой транспорт сократился из-за недостатка фуража. Авто
мобильный транспорт по своим размерам не может полностью выполнить задания строительных организаций. Поэтому в отношении пере
возочных средств необходимо проявить особую распорядительность. Встречные перевозки, про
стои и т. п. не должны иметь места. Транспорт необходимо использовать с максимальной нагрузкой.
Запаздывание в подготовке промышленного строительства, поквартальный отпуск дефицитных материалов лишают нас возможности в первую половину строительного, сезона развернуть строительство в максимальных размерах. По всем данным, это придется сделать
Если же принять во внимание, что в этот фонд включены все материалы, отпущенные ор
ганизациям с 1 октября 1928 г. и уже вложенные ими в строительство прошлого года, то процент удовлетворения потребности в строительных материалах предстоящего сезона подвергнется дальнейшему снижению.
Где же выход из наметившегося затруднения? Необходимо не позднее 1 мая проверить титульные списки всего строительства, с точки
только лишь во второй половине сезона. В этом отношении мы не имеем, к сожалению, необхо
димого сдвига в сторону более рационального использования рабочей силы. Надо принять решительные меры к тому, чтобы ускорить подготовку к строительству и развернуть работы в ближайшие месяцы.
Принимая меры к тому, чтобы найти выход из выявившихся затруднений, мы в то же время не можем забыть директивы, данной прави