тям, имея для этого оправдание именно в обязательности подобного рода технических условий. Наличие их связывает и человека инициативного, так как в случае неудачи его опыта, то обстоятельство, что официальные нормы шли вразрез с его опытом—усугу
бит лишь его вину. С другой стороны, технические условия, как бы они ни были завершены, как бы они ни были продуманы, не могут ни в коем случае считаться чем-то совершенно стабильным и по мере прогресса техники, по мере появления новых методов про
изводства работ они, конечно, неизбежно должны прогрессировать. Их прогресс может итти как сверху, так и снизу, и последнее может быть даже важнее. В силу этих обстоятельств необходимо допущение в известных случаях отступлений от официальных технических условий, но, повторяю, при условии тех ого
ворок, которые были приведены выше—в отношении производственного риска вообще. Важно лишь, чтобы
наличие у производителя работ достаточных обоснований и мотивов для отступления от официальных норм, будь то в виде личного опыта, или в виде достаточно грамотных и обоснованных технических предпосы
лок,—освобождало бы его от тех последствий, о которых говорилось выше.
Инж. А. В. БАРАНОВСКИЙ.
Допущение производственного риска в строительстве должно быть узаконено высшими правительственными органами. Помещая статью инженера Барановского, мы считаем, что этот сложный вопрос необхо
димо уточнить конкретными предложениями. Просим читателей высказаться на страницах нашего журнала
по данному вопросу, имеющему важное значение для строительства.
РЕДАКЦИЯ.

Больше внимания проектированию

От правильного разрешения всех вопросов проекта всецело зависит эффективность строительства. Тщательное изучение основных функций возводимого здания, полнота, уравнове
шенность всех частей проекта влияют самым решительным образом на ко
нечные итоги строительства. Поэтому проектирование, как бы ни было незначительно само по себе строительство, должно иметь весьма значитель
ный удельный вес во всей работе по сооружению данного объекта. С этой точки зрения подлежат безусловному и резкому осуждению случаи беспроектного строительства.
Основные положения проектирования капитального строительства заключаются в следующем:
I. Эффект проектирования зависит от предварительной проработки программ заданий. Точность заданий определяет качество и полноту проекта.
Проработка задания является весьма сложным процессом установле
ния взаимодействия экономических, технических, финансовых, бытовых и пр. факторов, влияющих на строительство. Сюда относятся производ
ство всех предварительных изыс
каний, подсчетов, выявление типов, оборудования и пр. К сожалению,
определение заданий далеко не всегда у нас отличается нужным совершен
ством. В результате же—огромные финансовые разрывы и усложнение производственных процессов.
Поэтому было бы целесообразно в законодательном порядке установить всю совокупность требований и ответственность за проработку основных заданий.
II. Коэффициенты полезного действия проектируемых частей должны
быть наибольшими; затрата энергии для производственных процессов, в
том числе и человеческой силы, должна быть наименьшей. Решения этого по
рядка всецело зависят от задания, искусства и способности, а также про
ницательности проектировщика; они относятся в равной мере к плану, конструкции, фасаду и пр. Наше законо
дательство уже знает случаи нормирования объемов и площадей в жилищ
ном строительстве; подобные принципы следует дать и в других отраслях, поддающихся такому учету, и, таким образом, создать отвлеченные критерии.
Особенного внимания заслуживают вопросы неоправданных расходов человеческой энергии и времени, излишне затрачиваемых вследствие несовершенства планировки.
Мы до сего времени мало обращали внимания на этот фактор, между тем он должен стать основным критерием
в оценке проектов. С этой точки зрения нельзя не приветствовать попыток к определению норм полезных затрат че
ловеческой энергии в жилом здании, например, работы в кухне, хождения
из комнаты в комнату, по лестнице и пр. Особенно это важно при проектировании фабрично-заводских предприятий, зданий общественного на
значения, в которых нерациональное использование силы от неумелого по
строения плана или объемов может дать большие неоправдываемые потери.
III. Проектирование должно определяться принципами экономической классификации сооружений. Экономи
ческие показатели, устанавливающие основные характеристики экономиче
ской мощности сооружения, должны иметь решающую роль.
Сюда относятся подразделения зданий на классы, с указанием нормаль
ных коэффициентов запаса прочности для каждого класса, качества материа
лов, долговечности и пр. Критерии этого порядка у нас установлены в законодательном порядке. Основное назначение здесь — рационализация, удешевление и увеличение эффектив
ности строительства путем диференцирования технических условий и
норм проектирования, в соответствии с экономической мощностью каждо
го класса (их установлено 4). Эта мера, по самой сути своей, должна дать значительную экономию.
IV. Проектирование должно удовлетворять общегосударственным тех
ническим нормам и техническим условиям.
Общегосударственные нормы и технические условия, издаваемые выс
шими союзными и республиканскими органами регулирования, являются главнейшим источником для критики
проекта. Эти нормы, обычно, содержат указания о безусловных или относительных пределах их применения.
Однако, нормативные данные у нас представлены крайне недостаточ
но, а существующие отличаются ведомственной пестротой и противоречиями (нормы Госплана, НКПС, ко
миссии СТО по строительству, Стройкома РСФСР и пр.).
Инстанция, утверждающая проект, должна дать полную и исчерпы
вающую критическую оценку проекта во всех отношениях, как-то: выбор системы основания, фундаментов, пе
рекрытий, определение допустимых напряжений грунтов, подсчет внеш
них и внутренних нагрузок, выявление технического и экономического