Соколиная Гора расположена в восточной части Бауманского района, на расстоянии 8 клм. от центра города и заключена между Измайловским шоссе, Окружной ж. д., шоссе Энту
зиастов и Казанской жел. дорогой. При общей площади участка около 350 гект. свободной территории в настоящее время — около 300 гект.
Исходя из предназначения района для муниципального строительства, мы можем провести следующий расчет. При застройке 5-этажными домами 25 % площади строительных кварталов, по расчету 18 кв. м. строительной площади на 1 человека и 32 кв. м. площади участ
ка на 1 квартиру для 5 человек, на свободной в настоящее время территории Соколиной Горы можно расселить 40.000 человек. При этом плотность заселения будет около 150 человек на 1 гект.
Значительное расстояние от центра города, изолированное положение между двумя железными дорогами, наличие остановочных пунктов — ст. Лефортово, Окружной ж. д., и ст. Сортировочная, Казанской ж. д., — население, рав
ное населению среднего губернского города,— вот те предпосылки, которые делают обязательным для планировщика дать идею самостоятельности района в планировочном решении.
Смежные с Соколиной Горой районы: Благуша с такими предприятиями, как «Освобо
жденный Труд», ГЭТ, Мастяжарт и десятки дру
гих заводов, и Анненгофская роща, где будут сосредоточены высшие технические учебные заведения и институты, образующие учено-учебный городок, — эти районы достаточно трудо
емки, чтобы можно было рассчитывать, что взрослое население Соколиной Горы будет ра
ботать в непосредственной близости от своего жилья.
Если прибавить сюда целый ряд учреждений и заведений, необходимых для обслуживания населения масштаба губернского города, учреждений, где будут заняты сотни служащих, студенческую массу учебного городка и персо
нал больничного городка, проектируемого в пределах Соколиной Горы, то состав будущего населения района можно себе представить довольно отчетливо.
Перейдем к планировке Соколиной Горы.
В топографическом отношении местность представляет собой водораздел речек Хапиловки, Синички и Нищенки с возвышенностью, которая и носит название «Соколиной Горы».
Проект снабжения Москвы водой из р. Оки составлен таким образом, что напорные соору
жения водопровода располагаются в наиболее возвышенной части территории.
Центральный парк района, играющий роль основного момента в планировке, дает возмож
ность разместить в нем напорные сооружения проектируемого Окского водопровода. При всей утилитарности этих сооружений, они в архи
тектурном отношении будут оформлены таким образом, чтобы войти в качестве основного эле
мента в планировку центральной части района и, в частности, в оформление центральной пло
Для Москвы, с ее ярко выраженной радиальной системой планировки и тяготением к еди
ному центру, положение приобретает особую остроту.
Наркоматы, банки, театры, целый ряд учреждений и крупных магазинов группируются вокруг единого центра, притягивая к себе массу людей. Централизация Москвы в планировочном отношении больше всего иллюстрирует
ся тем обстоятельством, что из 36 трамвайных маршрутов двадцать четыре проходят через центр.
Отрицательная сторона такой централизации очевидна для всех. Пропускная способность трамвайной сети исчерпана полностью. Даль
нейшее увеличение выпуска вагонов повлечет за собой падение скорости передвижения. Даже при том незначительном количестве автобусов и автомобилей, каким располагает сейчас Мо
сква, уличное движение достаточно сложно и наблюдается рост количества несчастных случаев.
Существующие проекты — увеличение мощности средств передвижения (сооружение ме
трополитена) и увеличение пропускной способности основных московских направлений (пробивка новых магистралей) — разработаны приме
нительно к существующей планировке Москвы, и, при всей их необходимости, они еще больше подчеркнут полнокровность единого центра жизни в центральной части города.
С этой точки зрения Москва нуждается в создании диагональных направлений, уста
навливающих связь между районами, минуя центр.
Но есть еще одна сторона в рассматриваемом вопросе.
Вместе с ростом города, значительная часть населения, работающая в центре, вынуждена совершать все более длинные поездки с окраи
ны к месту работы. Другая часть населения, живущая в одном районе и работающая в другом, совершает поездки на работу в большин
стве случаев через центр (так как другой связи между районами в Москве почти нет), покрывая при этом преувеличенные расстояния.
При расстоянии окраин от центра в 6 — 8 клм., затраты как времени, так средств составляют в сумме для 600 миллионов пассажи
ров городского трамвая весьма внушительную цифру.
Из рассмотрения сущности явлений, характерных для централизованного города, выте
кает, что выход из создавшегося положения следует искать только в децентрализации города, т.-е. в создании в старом городе диагональных направлений, разгружающих центр,
и в планировке районов по принципу местных центров.
Переходя от этих общих положений к вопросу о планировке Соколиной Горы, следует сказать, что схема планировки района построе
на на основании вышеизложенных выводов и представляет собою пример решения планировки объекта, как самостоятельного района.