Октябрьская революция, совершившая значительный сдвиг в мировоззрении сельского населения и предоставившая крестьянину вместе с политическими правами и все права культур
ного человека, властно требует от крестьянина изменения всего уклада его жизни и, главным образом, изменения его жилищных условий, так как существует уже давно установившаяся истина, что жилище определяет культурный уровень его обитателей.
Развивающаяся экономическая жизнь СССР также требует интенсивного развития сельского хозяйства, которое возможно лишь в том случае, когда сельское население обеспечит себя хоро
шими хозяйственными постройками, как для разведения домашнего скота, так и для хранения сельско-хозяйственных продуктов.
До сих пор хозяйственные постройки крестьянского населения находятся в таком ужас
ном положении, что не приходится совершенно думать о ведении какого-либо рационального хозяйства.
Огнестойкое строительство ставит своей задачей не только борьбу с опустошительностью деревенских пожаров, но, путем внедрения в сельские местности улучшенных типов огне
стойких построек, предоставить в распоряжение крестьянина, с одной стороны, хорошую и вполне пригодную с санитарной точки зрения жилую избу, а с другой — вполне приспособленные к новым экономическим условиям утепленные скотные дворы и другие надворные сельскохозяйственного значения постройки.
На ряду с переустройством деревни по линии внедрения огнестойкого строительства, пред
принимаются также серьезные шаги в деле правильного распланирования селений, водоснабжения сельских местностей, а также улуч

шенной планировки вновь возводимых деревянных построек.

Учитывая, что перестроить все сельские местности на новый лад потребует больших затрат денежных средств, Моссовет бросил в деревню лозунг „Огнестойкое строительство является делом самих крестьян“, призывая на
селение к самодеятельности и к участию в этом деле собственными средствами и своим личным трудом.

С своей стороны, Моссовет решил придти населению на помощь предоставлением бесплатной технической помощи, станков для вы

работки огнестойких строительных материалов, а также предоставлением посильных средств на выдачу ссуд.

Для проведения в жизнь всех технических начинаний Президиум Моссовета своим поста
новлением от 13/II — 1925 г., организовал при Земельном Отделе Отделение Огнестойкого Строительства, а для общего руководства и успешного развития дела — губернский, а на местах — уездные комитеты содействия огнестойкому и улучшенному сельскому строительству.
Кратковременный период деятельности Земельного Отдела Моссовета в области огне
стойкого и улучшенного сельского строительства вполне подтвердил правильность решения

Президиума Моссовета сосредоточить при Земельном Отделе все сельское строительство.

Действительно, распланирование селений, устраивающихся на новых местах, тесно связано

с землеустроительными работами, так как само распланирование по существу является земле
устроительным актом, устанавливающим право крестьянского двора на усадебные земли в новых границах, а установление прав на усадебные земли, в большинстве случаев, тесно свя

зано с определением прав каждого двора на полевые земли.

Таким образом, правильная постановка дела распланирования селений требует внимательного отношения и выявления всех потребностей сель
ского хозяйства, что возможно достигнуть лишь при совместной работе планировщика, земле
устроителя, агронома и животновода, т.-е. тех категорий специалистов, которые имеются в составе сотрудников Земельного Отдела.

Поднятие техники сельского хозяйства, в связи с замечающимся среди сельского на

селения стремлением к установлению коллек
тивного хозяйства, властно требует создания в деревне построек общественного пользования (скотные дворы, склады для хранения сельско
хозяйственных продуктов, склады для хранения сельскохозяйственного инвентаря и пр.), для правильного устройства которых также тре
буется, кроме строителя, еще и участие других категорий специалистов сельского хозяйства.
В силу изложенного, сельское строительство может лишь пониматься в общей системе сельскохозяйственных мероприятий, как неразрыв
ная часть последних, и обслуживание сельского строительства, естественно, должно быть со
средоточено в том органе Моссовета, который призван удовлетворять существеннейшие нужды сельского населения и поднять на должную высоту сельское хозяйство.

Первые шаги деятельности Земельного Отдела в 1925 году были направлены: на компле

ктование штата специалистов по огнестойкому строительству, на собирание и ремонт станков по выработке огнестойких строительных мате
риалов, оставшихся от организаций, работавших в Московской губернии до революции, и на пропаганду огнестойкого строительства путем изда
ния популярных брошюр, плакатов и устройства лекций-собеседований.
К практической деятельности Земельный Отдел смог приступить лишь с половины августа 1925 года, когда Президиумом Моссовета был учрежден при Мосгорбанке специаль

ный фонд огнестойкого и улучшенного сельского строительства, с первоначальным отпуском 100.000 рублей.

Условия кредитования сельского огнестойкого строительства установлены были на 1925 г. такие: ссуды выдавались желающим строиться
огнестойко или же изготовлять огнестойкие строительные материалы сроком до 5 лет, из 10% годовых, по постановлению Губернского Комитета Содействия Огнестойкому и Улучшен
ному Сельскому Строительству. Несмотря на поздний отпуск средств на кредитование огне