9 лет на жилищном фронте.

Жестокий жилищный кризис для рабочего населения является постоянным спутником го
родов и промышленных центров буржуазных стран. Таково положение во всех странах, тако
вым оно было и у нас (технически отсталой
стране — особенно резко) в дореволюционное время. Но если жилищный кризис в буржуаз
ных странах тесно связан с его экономическим строем, то жилищный кризис у нас, в СССР, сейчас является наследием тяжелого недавнего буржуазного прошлого нашей страны.
Характерно отметить, что экономические условия военного и послевоенного периода вне
сли серьезные изменения в жилищном хозяйстве во всех буржуазных странах, но только в СССР внесены коренные изменения в самой поста
новке жилищного вопроса, обусловливаемые особенностями нашего политического и экономического строя
Жилищные условия в Москве до революции представляли для трудящихся прямую угрозу вырождения. Антисанитарное состояние московских жилищ было вопиющим даже по сравнению с другими буржуазными центрами, так что смертность достигала колоссальных размеров
На 1.000 жителей умирало в год (в довоенное время): в Лондоне 14,60, в Берлине 15,4, в Вене 17,3, в Париже 18,5, в Москве 27,5.
Об антисанитарном состоянии каморочнокоечных жилищ говорить не приходится. Но особо потрясающую картину обследование нашло в ночлежках Хитрова рынка и др. Теснота была так велика, что если каждый ночующий занял бы место на нарах, то в его распоряжении оказалось бы не более 7 — 8 верш. Вот выдержки из квартирных бланков обследования: „Духота невозможная от скученности населе
ния; квартира сырая и невероятно грязная; в 2 каморках полный мрак; грязь, вонь и теснота не поддаются описанию; штукатурка обва
лилась, в стенах отверстия, заткнутые тряпками; отхожее место настолько разлилось, что в него опасно входить, и детей не пускают; жутко сделалось, когда пришлось осматривать квартиру, — в полном смысле, пещеру: воздуха для дыха
ния нет, комнаты — тесные и грязные конуры, под квартирою — сточная труба, от нее вонь и удушливый воздух, все форточки заклеены, грязь и тяжелый воздух; сырость настолько сильна, что по утрам все страдают головными болями .
Все эти условия подрывали не только физически, но и действовали морально-разлагающе, особенно на подростков и детей.
Перепись установила, что в этих квартирах живут фабричные рабочие, учителя и учительницы, псаломщики, приказчики, акушерки, по
денщики, водовозы, писцы, телеграфисты, тряпочники, комиссионеры, профессиональные ни
щие, чиновники, музыканты, бонны без мест, певицы из хора, уличные продавцы, актеры, студенты, гимназисты и гимназистки.
Конечно, буржуазия, состоятельные классы жили широко и жилищного кризиса не чувство
вали, но 300.000 населения ютилось в каморочно-коечных помещениях, 120.000 — в подвалах или в полуподвалах. Кроме того, на ряду с особ
няками для себя и благоустроенными домами для состоятельных классов, домовладельцы строили для эксплоатации малоблагоустроенные „до
ходные дома . Доход же домовладельца был
весьма значителен; чистый доход домовладельца в современных рублях выражался, в среднем,
Перепись 1912 года обнаружила каморочно
коечных квартир в Москве: