в 5 р. 12 к. с 1 кв. сажени, что составляло 55% всего дохода.
Характерно отметить, что ночлежные дома,
Кроме того, огромное число беженцев и эвакуация ряда учреждений из оккупированных местностей в Москву делали жилищное поло
Диаграмма роста населения, жилищного фонда и нормы площади на одного человека в Москве
за период 1912 — 1926 г. г.
Количество людей, удовлетворенных площадью новым жилищным
строительством в Москве и губернии за 1924 — 1926 г.г.
„доходные дома и т. п., заселенные беднотой, — являлись для домовладельцев наиболее доходными, т.-е. бедняк оплачивал свою жилую неблагоустроенную площадь гораздо выше, чем состоятельный класс населения за благоустроенное жилище такого же размера.
Права жильцов никакими за
конами не защищались.
Таковы справедливости буржуазного строя.
Война еще усилила ката
строфическое положение с жилищем. Не толь
ко новое строительство — вследствие вздо
рожания строительных материалов и отвлечения средств на более выгодные военные предприятия — совершенно прекратилось, но по тем же причинам почти совершенно прекратился даже текущий ремонт жилищ. (Домовла
дельцы стали жестоко спекулировать жилищем так, что даже царское правительство вынуждено было издать временные ограничения вы
селения из квартир семейств лиц, призванных в армию, и повышения квартирной платы).
жение Москвы прямо катастрофическим. Если средняя жилая площадь на человека до войны падала медленно, то за время войны она резко упала, достигая к началу Октябрьской рево
люции около 13 кв. арш. на человека.
Во время гражданской войны и в годы военного коммунизма разру
шение жилищ продолжалось. Вследствие дол
гого отсутствия
ремонта, дома стали выбывать из строя. Жилищем пользова
лись бесплатно, и поэтому ре
монтировать и
поддерживать дома не было никаких средств. Никто за со
хранность жилища не отвечал. Разрушение достигло колоссальных размеров и за период 1915 — 1919 г.г. была разрушена 1/3 жилищного
фонда г. Москвы. Но, с другой стороны, ряд условий в первые годы ослаблял жилищный кризис. Как известно, в голодные годы насе
ление центральных городов бежало в хлебные места. Количество населения в городах резко уменьшалось: в 1920 г. население Москвы