встречается лишь в исключительных случаях: в мелких квартирах процент канализованных — 30,7%, в средних — 50,4%, в крупных — 80,5%. К 1923 году процент недействующей канализации составлял 4% [*)].
Период 1917 — 1922 гг. был не только временем законодательного творчества в области жилищной, но и временем, когда это законода
тельство было претворено в жизнь, достигнуты наилучшие при данных условиях возможности для трудящихся.
Результаты жилищного передела, в связи с другими мероприятиями Моссовета, сказались, в частности, и в том, что смертность пала с 27,5 на 1.000 чел. в довоенное время до 14,6 в 1923 г.
Большая работа проделана Московским Со
часть — частным арендаторам. Независимо от формы управления, оно регулируется общим законодательством, обязательным для всех ви
дов (исключения сделаны для застройщиков). Однако, период 1918 — 1922 гг. был главным образом периодом распределения жилого фонда. Ремонта же и производства новой жилой площади почти совершенно не было; если за период 1915 — 1918 гг. жилищный фонд уменьшился с 27,36 мил
лионов кв. арш. до 22 миллионов кв. арш., то
до конца 1922 г. мы имеем уменьшение до 19 миллионов кв. арш. Между тем, население столицы продолжало бурно расти, вследствие общего развития хозяйства Союза. Перед Московским Советом стал вопрос о поддержании домового хозяйства текущим и капитальным ремонтом и о производстве новой жилой площади,
Строительство и ремонт по г. Москве и губернии за 1924 — 1926 г.г. по отдельным видам.
пока для удовлетворения роста населения, для удержания существующих жилищных условий при сильном росте столицы.
Период 1923 — 1926 гг. можно назвать периодом восстановления.
Прежде всего приостановлено разрушение домов. Начиная с 1923 г., дома ремонтируются; и в капитальный, и средний, и текущий ремонт вкладываются значительные средства. Затраты эти, по мере укрупнения бюджета домоуправле
ния, в зависимости от роста квартплаты и зарплаты, увеличиваются с каждым годом. Затраты средств на ремонт по Москве выражаются сле
дующими данными: 1923 г. — 8,2 милл. руб., 1924 г. — 31,5 милл. руб., 1925 г. — 37,0 милл. руб., 1926 г. 39,0 милл. руб. (цифра ориентировочная).
Что касается нового строительства, то главными строителями являются Московский Со
вет — муниципальное строительство, Жилищно- Строительная Кооперацяи — государственные и хозяйственные предприятия и частные лица.
В 1923 г . строительство еще довольно скромно и выражается следующими цифрами: муниципальное — 2 милл. р. и частное — 2,2 милл. р.;
ветом за этот период и в области управления жилищным хозяйством. Еще в 1918 г. в Москве были муниципализированы все домовладения с годовым валовым доходом на 1 января 1917 г. свыше 9.000 руб., а в 1922 г. были признаны муниципализированными прочие домовладения,
из коих часть — мелкие домовладения — была возвращена владельцам.
Все домовладения Москвы, за исключением частно-владельческих и национализированных,
составляют муниципальный жилищный фонд Московского Совета, который эксплоатируется им в интересах трудящихся Москвы. После некоторого периода управления домкомами и квар
тальными хозяйствами жилищный фонд передан в управление преимущественно самому населению, в форме жилищных товариществ или в форме государственной аренды для рабочих и служащих учреждения или предприятия и небольшая
[*)] „Водопровод, канализация и электрическое освещение на рабочих окраинах являются исключением, ме
жду тем они должны быть первой необходимостью
каждого жилища . (М. И. Рогов, из ст. в „Рабочей Москве , сент. 1924 г.).