Центральный музей охраны труда.

Центральный музей охраны труда и социального страхования Наркомтруда и Московского Отдела Труда организован в 1923 г. Наиболее важные отделы его следующие: отдел вентиля
ции, отдел техники безопасности и осве
щения про
мышленных предприятий.
Музей — централь
ный, снабжающий своими экс
понатами провинци
альные музеи и угол
ки рабочих
клубов. При музее
есть своя фотогра
фия и своя художественная мастерская. По социальному страхо
ванию создано два отдела: один — популярный, рассчитанный на самые широкие круги посети
телей, другой, — рассчитанный на более подгото
вленных посетителей и для научных исследователей в области социального страхования и медицинской помощи застрахованным.
В музее представлена основа советского социального страхования. В таблицах и диаграммах выявлены: финансовая система социаль
ного страхования, тариф по всему Союзу и отдельным республикам, процент взимания стра
ховых взносов по социальному страхованию по годам, за период с 1923 г. по 1926 год, израсходования страховых средств в 1924/25 г. по всему СССР; показано распределение застра
хованных по всему СССР по производствам и, наконец, плакаты о деятельности страховых органов в области обеспечения застрахованных по безработице, инвалидности, временной нетрудоспособности в период материнства, санаторно-курортной помощи и домов отдыха.
Кроме того, все эти стороны работы органов социального страхования нашли свое отра
жение на диапозитивах, снимках и проч. При музее открыт специальный кабинет, в котором
показаны материалы по истории обеспечения рабочих в предприятиях царской России до введения социального страхования. Указаны законы социального страхования как царского периода, так и периода Временного правитель
ства. Кроме этих, исторических материалов, собраны данные по развитию советского страхового законодательства и имеются статисти
ческие таблицы о работе страховых органов за 5 лет своего существования. Здесь собраны материалы о социальном страховании и в Западной Европе.
В отделе охраны женского труда в плакатах и диаграммах указано повышение квалификации труда работниц и их участие в фабрично
заводской промышленности, заболеваемость женщины вообще и сравнительное заболевание женщин-работниц.
Плакат о рабочем дне работницы и рабочего на фабрике и дома показывает, что работница вне фабрики занята домашней работой 5 ч. 47 м., а рабочий — 2 ч. 59 м. На 1.000 чело
век каждой группы мы имеем среди рабочих 47 заболеваний, а среди работниц — 67, исключая родовой период. В заболеваемости, вызванной отравлением свинцом, женщины дают большой процент. В этих случаях мужчины дают 27,7%, а женщины — 42,8%. Наглядно указана необ