Профессор И. А. Голосов. Проект клуба союза коммунальников. Перспектива.
Размещение на такой незначительной площади здания клуба с большим числом отдель
ных помещений для занятий и зрительным залом на 900 человек являлось основной и весьма сложной задачей, стоявшей перед автором проекта. Профессор И. Голосов, спроектировавший здание, дал интересное решение, стре
мящееся выразить идею силы и мощи рабочего класса.
Здание представляет четырехэтажный (один этаж антресольный), с подвалом и частью полу
подвалом, корпус, объемом в 19.500 куб. метров. Расположено оно прямоугольником и разделено на две довольно обособленные части. В наиболь
шей из них, угловой, разместятся зрительный зал, фойе и некоторые другие помещения, в которых всегда может быть большое скопление публики. Задняя же часть здания пред
В этих же целях регулирования встречного движения, раздевальни устроены двухсторонними. Принимается платье лишь с одной сто
роны, выдача же его производится на другой стороне. Кроме вестибюлей и гардероба, в пер
вом этаже размещены фойе, курительная, ясли, контора и уборные.
Стремясь как можно полнее использовать объем здания, автор проекта разместил в части клуба между первым и вторым этажами антре
сольный этаж. В нем поместятся трюм сцены, небольшое фойе и балкон, идущий вокруг фойе первого этажа. Назначение балкона — служить местом для устройства различных клубных вы
ставок. Здесь же расположен физкультурный зал с двумя комнатами для переодевания (для мужчин и для женщин). Одна из этих комнат, несколько возвышающаяся над общим уровнем
назначена для комнат кружковой работы и иных помещений, требующих тишины.
Угол здания представляет собой круглую, цилиндрическую башню, в которой разместится
главная парадная лестница, ведущая из фойе первого этажа, в фойе второго.
Подвал в главной части предназначен для устройства огромного, во всю длину дома,
стрелкового тира. Кроме того, здесь же будут размещены котельная и склад угля. В полу
подвальной части будут устроены столовая с кухней и всеми подсобными помещениями. В столовую с улицы будет вести отдельный ход.
Главный вход в клуб расположен со стороны Лесной улицы. Выходы же из здания ведут на Миусский пер. Таким образом, публика входящая не будет встречаться с выходящей.
Время, когда финансовые возможности позволяли профессиональным союзам организовы
вать и устраивать рабочие клубы лишь в коекак приспособливаемых жилых и учрежденских помещениях, старых заводских корпусах, церквах и т. д., надо считать уже окончательно прой
денным. Теперь уже повсеместно профсоюзы строят для клубов специальные, огромные, часто очень интересные, по плановым и архитектурным решениям, здания-дворцы.
Ниже дается описание клуба, возводимого Московским Губотделом Коммунальников в Москве на Лесной улице. Предназначается он для обслуживания коммунальников Красно-Пресненского района.
Строится клуб на угловом, очень небольшом и неудобном участке земли, размером в 1.436 кв. метров (65 * 20 метров), рядом с Щепетильниковским трамвайным парком.
Клуб коммунальников на Лесной улице