800 — 900, в новом десятилетии стала быстро расти, достигши в 1913 году трех тысяч.
В 1909 году Музей предполагалось реорганизовать, превратив его в музей города,
При этом имелись в виду следующие соображения, имеющие и сейчас интерес, освещая значение музея: создание основы для быстрого ознако
мления с общей картиной Москвы, для правильного разрешения возни
кающих в Городской Управе вопросов; инструктирование приезжих городских работников из других городов России с целью „поучиться у Москвы“, инструктирование прессы; создание пособия для занятий в уни
верситетах по земскому и городскому хозяйству и, наконец, облегчение участия во всевозможных выставках, на ко
торые обычно уходит много сил и средств и которые при наличии музея могут быть обслу
жены с его помощью, при чем в подборе экспонатов бу
дет исключена случай
ность. Война 1914 г. поме
шала осуще
ствиться этому проекту.
В 1913 г. музей» был перевезен в полуразрушенное зда
ние — в дом № 15 по Леонтьевско
му переулку, где он занял семнадцать комнат.
В 1917 г. помещение музея пона
добилось для проф
союзов, поэтому он был свернут и в таком виде находился в ведении Московского Отдела Народного Образования, который вспомнил о нем лишь 12/VIII — 1920 г.
20 августа 1920 г. последовало распоряжение Президиума Московского Совета о передаче музея Отделу Московского Коммунального Хозяйства. Был разработан проект пре
вращения его в „Музей Московского Совета , с участием в нем всех отделов Московского Совета.
Перед музеем ясно определились две за
дачи: ознакомление широких слоев населения с коммунальным городским хозяйством.
Посещаемость музея в послереволюционное время далеко превзош
ла цифры прошлых лет, достиг
нув в 1924 г. 31428 человек. На пер
вом месте стоят экс
курсии учащихся и ВУЗ ов, на втором — рабочие и служащие. Квалифицирован
ные городские работники идут в Музей за цифровой справкой, приезжие — за скорым обозрением московского хозяйства.
При Музее уже сейчас налаживается научная и ин
формационная работа. Собрана постоянная громадная библиотека по го
родскому хозяйству в 23000 томов. Имеется штат науч
ных работников, которыми делались доклады в различных учреждениях, составлялись каталоги, писались статьи. До сих пор работа происхо
дила преимущественно в плоскости собирания материала, который теперь ждет обработки. Обильные экспонаты Музея размещены в спе
циально отремонтированных и оборудованных комнатах в историческом порядке. Непосредственно у входа расположены экспонаты мо
сковской старины и старинные планы г. Москвы,
вплоть до XIII века; сведения о разнообразных сторонах городского хозяйства в прошлые века;
☚ На верхнем рис.: Модель здания коагулирования с турбинами-воздуходулками.
Модель Крестовских водонапорных башен. Здесь до 1913 г.
находился музей.
зарисовки старой Москвы и картины художника А. М. Васнецова, реставрирующие старую Москву.
На среднем рис.: Рапирный зал 3-го этажа, в котором ныне размещены модели водопровода и канализации г. Москвы.
На нижнем рис.: Модель типичного 4-х- этажного дома 90-х годов, с показанием устройства в нем водопровода и канали
зации.