Далее мы видим в сопоставлении мно
жества художественно испол
ненных диа
грамм всю историю городского хозяй
ства Москвы
в различных областях строительства об
щественных зданий, наса

ждения садов и скверов, организации дви

жения конок, трамваев, автобусов, устройства водопро
вода, канализации, освеще
ния, кладбищ, боен и т. п.
Наиболее интересна комната моделей различных водопроводных, канализационных и электрических установок. Тяжелый период
Разрез приемника речной воды на Рублевской водонапорной
станции.
Разрез загородного канализационного канала. Люблинские поля орошения во время постройки, с показа

нием грунтов.

1918 — 1921 г. г. характеризует
ся резким падением цифр в диаграммах.
Наконец, модель прое
ктирующегося аэроочистителя за Симоновым
монастырем представляет в Музее перспективы будущего.
Музей предполагает дать ряд очерков городского хозяйства Моск
вы в сравнении
с хозяйствами
заграничных крупных горо
дов — Лондона, Парижа, Ва
шингтона, Берлина, для чего предполагается организовать специальные экспедиции местных работников в эти города. А. Позднеев.

Сухарева башня.

Каждому вновь приезжему в Москву провинциалу или иностранцу, в числе московских до
стопримечательностей, неизменно показывается
хорошо знакомая всем москвичам Сухарева башня, отмечавшаяся и во всех старинных пу
теводителях и обзорах Москвы как некая „рус
ская достопамятность . Это внушительное и
живописное сооружение стало еще наряднее после недавней реставрации, окрашенное в кир
пично-красный тон найденной первоначальной раскраски с расчищенной белокаменной резью.
По поводу перевода в Сухареву башню Музея Московского Коммунального Хозяйства не лишне возобновить в памяти историю этого значительного памятника ранне-Петровской архи
тектуры, настолько выделявшегося в свое время, что народ в просторечья называл его „невестой Ивана Великого и сестрою Меньшиковой баш
ни , и вспомнить использование его помещений на протяжении двух столетий.
Сухарева башня находится в северо-восточной части города, на так называемом Земля
ном валу, составлявшем в XVI веке границу Москвы по Земляному или Деревянному городу. На месте башни были деревянные ворота, на
зывавшиеся Сретенскими, соответствовавшие таким же воротам в Белом городе и сообщив
шие свое название улице. У ворот стояла Стрелецкая караульня и избы съезжая и мытная для сбора пошлин с возов. Вдоль Земляного вала тянулись слободы Стрелецкого войска,
разделенного на приказы или полки. У Сретенских ворот стоял Сухарев полк, названный так по имени своего полковника Лаврентия Панкратьева Сухарева. Отсюда все урочище: назы
валось „в Сухареве и воздвигнутая в начале XVIII века башня получила знаменитое свое прозвище Сухаревой .
В эпоху двоецарствия Петра и Иоанна, в 1692 г., на месте, очевидно, обветшавших дере
вянныя Сретенских ворот начаты постройкой каменные ворота с шатром, оконченные в 1695 г., как гласит летопись на двух каменных досках, помещенных над воротами с южной стороны: „...Построены во второмъ Стрѣлецкомъ полку по Земляному городу Сретенскія вороты, а надъ тѣми вороты палаты и шатеръ съ часами, а подлѣ воротъ по обѣ стороны караульныя малыя пала
ты, да казенной анбаръ,.... а начато то строеніе строить въ лѣто 7200 (1692) а совершено 7203 (1695), а въ то время будущаго у того полку
Стольника и Полковника Лаврентія Панкратьева сына Сухарева .
Повидимому, в этом первоначальном виде Сухарева башня представляла собой обычные каменные ворота крепостного типа с башней и помещения ее были использованы только под караульни. В 1698 г. Петр, по возвращении из заграницы, приказывает надстроить Сухареву башню для помещения в ней Математической и Навигацкой школ. Возможно, что эта надстройка, законченная в 1701 г., как значится