в делах Сухаревского архива, произведена архитектором и живописцем Михаилом Ивановичем Чоглоковым, строителем здания „Главной Апте

ки и надсмотрщиком над постройкой „Цей

хоуза в Кремле (ныне Арсенал), при архитекторе иностранце Христофоре Кон
раде или Кондорате, как он назывался по русским документам. Надстроенная Суха
рева башня дожила до наших дней и представляет собою здание в ярко выраженном стиле московского ба
рокко, выросшего на почве немецкого ренессанса, обра
ботанное нарядными парными окнами в резных белокамен
ных наличниках, с четырехярусной восьмигранной башней, увенчанной шатром; пе
реход от корпуса к башне скрашен четырьмя малень
кими башенками, имеющими чисто декоративное значение.

Из слуховых окон шатра от

крывается чудесный вид на панораму Москвы. Первый этаж Сухаревой башни представляет собой типичную хо
довую открытую галлерею на арочном подклете, украшен
ную в ширинках изразцами,
с широким лестничным входом на галлерею с восточной стороны. Входы второго яруса об

работаны массивными двойными порталами.

Вся башня обильно украшена белокаменной резью в наличниках, колонках, полуколонках и баллюстраде лестницы.

В центре нижнего этажа проезд, соединявший некогда Сретенку с Первой Мещанской,

запирался на ночь двумя массивными воротами, как о том свидетельствуют остатки железных крюков в стенах. Нижний этаж занят был с са
мого основания башни караульными командами, а в 1820 г. с восточной стороны к нему были пристроены двухэтажные каменные казармы для чиновников и нижних чинов Морского и Адми
ралтейского ведомств, ныне не существующие. Во втором ярусе находятся два сводчатых зала, в которых до 1806 г. помещалась Московская контора Адмиралтейской Коллегии, а потом магазин сукон и др. мундирных материалов. С 1829 г. в этих залах устроены, по плану некоего Яниша, чугунные резервуары, посредством паровой водонапорной машины принимав
шие воду из Мытищ и питавшие московские бассейны и фонтаны.
Наибольшую роль в истории Сухаревой башни суждено было сыграть ее третьему ярусу, надстроенному для Математической и Навига
ционной школ. Просуществовавшие в стенах башни до 1715 г., когда они были переведены в „Санкт Питербурх , с преобразованием в Морскую Академию, они объединили вокруг себя немало выдающихся людей своего времени и в этом смысле явились до известной
степени зародышем точных наук и некоторых реформ в России.
Открытая в начале XVIII века „Математико- Навигацкая школа, как она значилась по Рас
ходной книге Московской Окружной Палаты, в ведении которой находи

лась, к 1712 г. насчитывает уже 517 учеников. Она име

ла трех учителей иностранцев и одного русского, да одно
го переводчика; кроме того, в ее штате состоял один „часовник, который при школах у боевых часов . Учителя эти были: „Андрей Форфорин, Степан Гвын (англичане Фарварсон и Гвин), Рыцерь Грес и Леонтий Магницкий .
С Сухаревой башней предание упорно связывает имя знаменитого Якова Брюса, оставшегося в народной памяти в образе чернокниж
ника, мага и чародея. Ходили слухи, что тут, в сводчатых палатах башни, он изощрялся в разных мудрованиях и пе
редавали заверное, что тут же он „выдумал свой прославленный,, Брюсов кален
дарь с предсказаниями на сотни лет вперед погоды, грядущих великих событий, а также рождений и смертей великих людей. Все эти росказни вызваны были замкнутостью и уединенным об

разом жизни Брюса, вынужденного с 1714 г., вследствие обнаруженных растрат казенного

имущества, удалиться от государственных дел. Кроме того, его занятия астрономией — наукой
для того времени достаточно чернокнижной — давали также повод для сгущения ореола таинственности вокруг Брюсовой фигуры. При нем в Сухаревой башне была устроена и астрономическая обсерватория.
В 1709 г. Петр I писал адмиралу Апраксину из Ахтырки: „Сего февраля 28 будет видимо солнечное затмение, а сколь много затмится, того неведомо, о чем изволь отписать к Москве
к математическим учителям дабы они сделали, сколь много солнцу затмение будет на Воронеже и, нарисовав, к нам прислали“.
Первые морские карты были составлены в Сухаревском училище- Сюда был перенесен с Ивановской колокольни и огромный голланд
ский глобус, медный, 7 футов в поперечнике, сделанный наследниками знаменитого географа Вильгельма Блео в 1650 г. и подаренный Гол
ландскими Генеральными Штатами Алексею Михайловичу, где служил пособием при уроках Фарварсона и Гвина.
В верхнем этаже находится огромная палата, освещенная с трех сторон окнами и имею
щая три выхода. До недавнего времени она сохраняла еще свое старое название „Рапирной залы , указывающее на то, что здесь учили фехтованию и происходили состязания. Суще- Внешний вид Сухаревой башни после
реставрации.