ствует предание, что здесь происходили и тайные заседания общества „Нептун , председателем которого был Лефорт, Петр — „первым над
зирателем , а Феофан Прокопович — „оратором Там же был музей всяких достопримечательностей и библиотека.
Что касается пресловутого „Брюсова календаря , то участие Брюса в его составлении основано на чистом недоразумении, ибо такого календаря вообще никогда не существовало. Заведуя с 1706 г. всем русским книгопечатанием, он был, в сущности,
главным цензором то
го времени
и пометка на календаре
В. Киприянова 1709 года „под над
зором Брю
са , повидимому, по
родила всю историю с Брюсовым
календарем, идеей кото
рого позднее пользова
лись для увеличения ка
лендарного тиража.

Весьма веро

ятно, что именно Брюсу, слывшему за лучше

го математика, Петр I поручил самую организацию этого первого технического учеб

ного заведения. Его ближайшим помощником был Л. Ф. Магницкий (1669 — 1739), самородок,
человек чрезвычайно одаренный и знающий, имеющий огромные заслуги в истории русского просвещения. Не будучи иностранцем, он все время оставался в тени и даже не был переведен в „Санкт Питербурх вместе с своими кол
легами иностранцами, когда там открылась Морская Академия. В 1703 г. Леонтий Магницкий выпустил свой учебник „Арифметика, си
речь наука числительная , первую русскую кни
гу, отпечатанную с арабскими, а не славянскими
цифрами. Несмотря на скромное название, книжка содержит пространное изложение основ арифметики, важнейшие практические статьи алгебры, приложение арифметики и алгебры к геометрии, практическую геометрию, триго
нометрию и начальные сведения об астрономии, геодезии и навигации. Книга эта более 50 лет была в употреблении в тогдашних школах.
Вся эта ученость, сконцентрированная в Сухаревой башне, олицетворялась в народном представлении, главным образом, в загадочной фигуре Якова Брюса.
После перевода Навигационного Училища в Петербург, в Сухареву башню была переме

щена из Кремля Московская Адмиралтейская контора, при которой до 1802 г. продолжали

оставаться арифметиче
ская и гео
графическая школы. Су

харевское

училище так славилось своею „счетной мудро
стью , что
Кантемир в одной из своих сатир говорит, что
не дал бы моту денег, „хоть числит
он лучше всей Сухаревой башни .
В Сухаревой башне при Петре происходили и театральные предста

вления вы

писанной из Данцига труппы немецких актеров „Куншта, Отто Фиршста и Манна , которые из Сухарев
ских учеников образовали актеров и с ними представляли в залах башни светские комедии. Старожилы первой половины XIX века вспоми
нали, что еще при Екатерине II в Рапирной зале дети московских подъячих играли разные комедии.
Частые пожары, опустошавшие Москву, не миновали и Сухаревой башни, и в ней сгорело немало предметов и материалов, ценнейших для истории русской культуры и, в частности, мо

сковской жизни. Они были бы весьма нужны именно теперь, когда в башне вновь органи

зуется музей и ей возвращается ее прежнее назначение хранилища культуры, знаний и опыта, хотя, конечно, и в ином разрезе, отвечающем новой жизни и новым запросам.
Игорь Грабарь.
Слева: Архитектурные детали колонн.
Справа: Лестница в южную Лоджию
3-го этажа, ныне закрытая.