буржуазная власть, конечно, не могла и не хотела. Коммуна в первую голову нормировала
за работ
ную плату и постановила, чтобы все чи
новные и выборные должности оплачивались не выше средней
Затем сказалась общая неподготовленность рабочего класса, отсутствие у него крепкой выдержанной политической партии, которая бы
знала куда и как надо его вести и твердо бы вела его к победе.
Все это вместе взятое чрезвычайно облегчало борьбу с Коммуной версальцам. Когда они увидали, что Коммуна действует нерешительно, что она, нуждаясь крайне в средствах, не бе
рет себе даже денег Национального банка, оставшихся в Париже, что она, располагая
в первое время большим количеством войск Национальной гвардии, тем не менее, не идет
на Версаль, что она чересчур мягко отно
сится к сторонникам Версаля, оставшимся в Париже, — когда версальцы все это увидели, то они воспрянули духом, и их наступление на Коммуну стало более решительным.
* * *
С начала апреля началась бомбардировка Парижа версальцами. Версальцы захватывают берег реки Сены, на которой
стоит Париж. В конце апреля они берут первые] укрепления Коммуны. Но она
еще держится. Париж в одну ночь по
крылся баррикадами
на случай вхождения версальцев. 22 мая немецкое командование разрешает вер
сальским войскам вторгнуться в Париж через то место, кото
рое было занято до этого времени не
Клара ФУРНЬЕ,
артиллеристка - наводчица (служила во флоте Ком
муны)
Мари ЛЕРУА,
приговорена к ссылке.
Луиза МИШЕЛЬ,
прозванная Красной Девой одна из виднейших коммуна
рок; приговорена к ссылке
в Новую Каледонию.
ставки рабочего. Она регулировала в интересах трудя
щихся вопрос о квар
тирной плате. Она декретом постановила отделение цер
кви от государства и прекращение расходов на нужды церкви. Она отменила
систему штрафов и издала декрет о передаче брошенных владельцами предприятий в пользование рабочим организациям. Она ввела особый налог на крупные предприятия.
Коммуна много положила усилий также на то, чтобы увеличить боеспособность своей армии, но уже очень скоро стало ясно, что Коммуне долго продержаться не удастся.
Во-первых, неудачны оказались ее попытки завязать сношения с другими городами и с крестьянами.
Отрезанная от внешнего мира блокадой, она не могла поднять на восстание всю страну, а отдельные попытки провозглашения Коммуны в городах Марселе, Сент-Этьене, в Тулузе и т. д. были подавлены военной силой правительства.
Во-вторых, скоро начались недохватки в продовольствии, ибо войска Тьера не пропускали его в Париж, а громадный город требовал много всего. Перед Коммуной встал призрак голода.
Далее в рядах Коммуны и Центрального Комитета не было дружного единства. Были
такие, кто протестовал против решительных мер и вел дело к соглашению с Тьером, вер
нее — к тому, чтобы просто капитулировать перед ним. Это мешало Коммуне проявить нужную решительность и быстроту в действиях.
Изабелла РЕТИФ,
приговорена к смертной
казни.
мецкими войсками.
На улицах Парижа закипел бой.
С невероятным му
жеством защищают коммуна
ры свои баррикады.
Но силы неравны. Со всех сторон идет наступление. 28 мая была взята последняя баррикада... Версальцы — хозяева города... Началась кровавая месть тем, кто не пал под пулями...