Осмотр рук пленных. Расстреливается всякий, у кого на руке следы пороха.
* * *
Остервенелая буржуазия не знала меры и предела в своей жестокости.
Захваченных коммунаров тысячами сгоняли в под
валы и тюрьмы и здесь из пушек картечью расстрели
вали всех, у кого на руках находили следы пороха или мозолей. Одновременно ра
ботали полевые суды, где офицеры на барабане пи
сали смертные приговоры, которые тут же приводились в исполнение.
Еще большие тысячи, загнанные в лагеря, как дикие звери за железной проволокой, были потом сосланы на каторгу в Кайен
ну, где большинство из них
не вынесло тяжелого климата и умерло от болезней и истощения.
Долго еще шла эта месть буржуазии тем, кто впервые в истории осмелился посягнуть на ее господство. Но эта кровавая месть не
Память о Коммуне важна и нам. Наш великий учитель и вождь Владимир Ильич Ленин, руководя борьбой трудящихся в России, ши
роко использовал опыт Парижской Коммуны, как первой попытки взятия власти пролетариатом.
Владимир Ильич говорил о Коммуне: „Она предприняла попытку разбить буржуазный государственный аппарат, а также аппараты: чиновничий, судей
ский, военный и полицей
ский, разрушить их до основания и заменить их самоуправляющейся массовой организацией рабочих, без разделения власти законодательной и исполнительной .
И как опыт Парижской Коммуны был всецело учтен нами, когда мы утверждали у себя власть Советов, власть трудящихся, так и наш побед
ный опыт будет учтен трудящимися всего мира во время их последней борьбы с капиталом.
Это будет лучший ответ, лучшая ответная месть буржуазии за те тысячи убитых и заму
ченных коммунаров, память которых в день 18 марта чтят трудящиеся всего мира.
В. Лосев.
Расстрел на месте коммунаров на улице Сен-Жермен-Л оксерруа 25 мая.
вытравила из памяти трудящихся Парижской Коммуны. И не только не вытравила, а, наоборот, она укрепила воспоминание о ней, она заставила и заставляет учить и изучать
ошибки и достижения Коммуны с тем, чтобы потом учесть и то, и другое, и дать буржуазии последний бой.